Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Интернет ресурсы

С 1 сентября 2015 года в Биробиджанской епархии стартует региональный этап XI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».
21 сентября 2015 года Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджан празднует десятилетие! 

Православный календарь

Слово епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа
Смотреть видео

img_2757Должны ли мы защищать свои святыни? За Божественной Литургией в день празднования Иверской иконы Божией Матери епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф обратился к духовенству епархии и прихожанам кафедрального собора с архипастырским словом.

Сегодня, братья и сестры, Православная Церковь воспоминает явление в пасхальные дни 999 года чудотворной Иверской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы на Святой Афонской Горе. Это радостное событие, которое установлено воспоминать во вторник Светлой седмицы, наводит нас с вами, братья и сестры, на глубокие размышления.

Мы помним из истории Иверского образа, что он был создан ещё в те времена, когда Византия сияла православным благочестием. Но пришло время, когда византийские императоры воздвигли жесточайшие гонения на Церковь Христову, на святые иконы и их почитателей. Многие святыни уничтожались в эти страшные дни. Иконы жгли на кострах, их разбивали, их топили в море. И верующие подчас отдавали жизнь за почитание святых икон. Мы знаем из истории и из наших православных святцев о святых мученицах, которые пострадали за защиту иконы Христа Спасителя в царствующем граде Константинополе в эпоху иконоборчества. Там над воротами, которые назывались Халкопратийскими, был установлен большой медный образ Господа нашего Иисуса Христа. Этот образ был особенно любим и почитаем жителями Константинополя, но император послал воинский отряд, чтобы снять этот образ с городских ворот и уничтожить. Воины приставили высокую лестницу и стали взбираться по этой лестнице, чтобы ниспровергнуть святую икону. Тогда одна из женщин, жительниц Константинополя, по имени Мария, устремилась к этим воинам и стала пытаться ниспровергнуть ту лестницу, по которой взбирались воины. Следуя её примеру, и другие женщины устремились за ней и сумели отбить этот натиск воинского отряда. За это дерзновение император приказал нещадно уничтожить всех этих женщин, и они мученически пострадали за защиту иконы Христовой.

В эти страшные дни верующие люди пытались сохранить свои святыни, старались спрятать их. Ктиторская икона из Ватопеда была сокрыта, например, в глубоком колодце, где оставалась около 100 лет. Знаменитую икону Одигитрии сокрыли в одной из церковных стен, замуровав её внутри стены. Некоторые иконы и святыни пытались спасти, увозя в чужеземные страны. Так сохранилась икона Божией Матери, которая  была привезена из Иерусалима. Её отправили в Рим, где не было иконоборческих гонений. Верующие люди, пытаясь спасти иконы, не редко пускали их по морю. Из таких икон, кроме Иверского образа Матери Божией, мы знаем образ Афонской иконы Гликофилусса, - «Сладкое лобзание», находящийся в Филофеевском монастыре, мозаичный образ святителя Николая, который находится в Афонском монастыре Ставроникита и другие святые иконы. Пришло время, когда миновала эпоха ереси и иконоборчества, и эти святыни вновь воссияли из под - спуда, и стали доступны для верующих, вновь подавая им присущую им благодать, сделались реками благодатной помощи Божией нуждающимся людям, которые шли к ним и получали от них укрепление, помощь, исцеление и ободрение. Некоторые из этих святынь дошли и до сегодняшнего дня и благоговейно хранятся православными христианами.

Пример того, с каким благоговением  православные люди относились к святым иконам, являет нам мученический подвиг 10 тысяч грузинских святых. Частица мощей одного из этих святых, часть главы, находится в одном из ковчегов, которые ныне выставлены в храме для нашего поклонения. Это произошло в 13 веке, когда на Грузию нередко делали набеги персы. Они заставляли отрекаться православных грузин от Христа. И вот однажды на мосту через реку Куру, они положили большие храмовые иконы и согнали 10 тысяч жителей. Среди них были не только мужчины, но и женщины, старухи, дети, старики, немощные, убогие, всякие люди. И вот всю эту толпу, одного за другим они заставили идти по мосту. И если человек дерзнул бы пройти по мосту, попирая ногами святые иконы, то он переходил бы на другой берег реки и оставался бы жив, но верующие люди не могли и помыслить себе, что они могут попрать своей ногой святой образ Спасителя и Матери Божьей. И тогда воины, которые стояли по обе стороны моста, рубили головы тем, кто отказывался наступить ногой на святые иконы,  и так пострадало 10 тысяч человек. Река была красна от крови, она потекла как бы кровью. Вот нам пример, братья и сестры, благоговейного отношения к святыням.

Наша Русская Православная Церковь по милости Божьей обогащена была многими и многими чудотворными святынями, от которых в разное время нашей отечественной истории православные люди получали благодатную помощь. Эти святыни источали чудеса, к ним шли с радостями и скорбями наши благочестивые предки. Но вот наступило время, когда среди нашего русского народа стали распространяться и укореняться западные либеральные убеждения. И вера стала отодвинута на второй план. На первый план эти люди ставили так называемые свободы, - свободу совести, как они говорили, то есть право верить и ли вообще никак не верить, свободу печати, свободу слова…Свобода, свобода - эти слова гремели. И что начало происходить в нашем Отечестве? Русский народ забыл страх Божий, забыл то исконно присущее нашему народу благоговение к святыням. И вот недоучившиеся студенты закладывают бомбу перед чудотворной Курской-Коренной иконой Матери Божией. Бомбу с часовым механизмом. Они хотели проверить чудотворность святой иконы, - сохранит ли Матерь Божия Свою икону от взрыва? И глубокой ночью у подножия святого образа прогремел этот взрыв. Этим взрывом был принесён большой вред храму, исковеркан литой бронзовый киот, в котором хранилась святая икона, но сам образ Божией Матери,  и даже стекло, которое покрывало эту икону, остались невредимы. Матерь Божия явила Своё чудо, сохранив Свой святой образ. Но это никого не вразумило. В либеральной печати появлялись всё новые и новые статьи, которые оправдывали это беззаконие вот этих студентов и, в конце концов, русский народ дошёл до того, что посягнул на самые великие святыни своего Отечества.

В 1904 году из Успенского монастыря в Казани была святотатственно украдена величайшая святыня русской земли - явленная  чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы. Образ не только был ограблен, - с него была снята драгоценная риза, - он топором был разрублен на части и сожжён в обычной печи. Это было сделано в присутствии целой семьи, где был глава семейства – вор-рецидивист, где была его жена, где была его тёща, где присутствовали его малолетние дети. И ни у кого не дрогнуло сердце так беззаконно расправиться  с одной из самых чтимейших святынь нашего Отечества. А через полгода разразилась революционная смута, которая, в конце концов, привела к свержению существующего строя, привела к тому, что рекой пролилась русская кровь, пострадали миллионы русских людей, было уничтожено много русских святынь, и наша страна в своём даже экономическом развитии была отброшена далеко назад и сегодня ещё представляет из себя довольно жалкое зрелище.

И вот мы, русские люди, которые пытаемся разжечь огонёк той Православной веры, которая горела в сердцах наших благочестивых предков, подчас ещё задаёмся вопросом: «За что всё это произошло с Русской землёй?» Разве ответ не очевиден, разве не понятно, что когда Россия отвергла Бога и Покров Богоматери, она вкусила из той чаши страшных испытаний, которую сама себе уготовила.

И вот сегодня мы пытаемся возродить церковную жизнь. И сегодня Господь опять являет нашей земле святыни. Одни возвращаются из музейных запасников, другие возвращаются из рук людей, которые тайно и сокровенно хранили их все эти страшные годы. Другие Господь и Пречистая Матерь Божия являют нам вновь Своею благодатною силою. Являют для чего? Для того, чтобы вновь ободрить нас, поддержать, укрепить, чтобы вновь возвратить в наши сердца огонёк православной веры.

И вместе с тем, мы вновь и вновь видим вот эти богоборческие и иконоборческие поползновения против наших святынь и нашей святой Церкви. Сегодня уже никого не удивишь тем, что ругают Патриарха, духовенство и всю Церковь. Сегодня мало уже кто обращает внимание на то, что происходит в нашей стране. А происходят вещи страшные. В Великом Устюге мужчина зашёл в храм и топором изрубил несколько десятков икон 17 века, представляющих исторический и художественный интерес. В Невинномысске мужчина зашёл в храм с охотничьим ножом и вонзал этот нож в Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Из средств массовой информации каждый из нас прекрасно знает о том, что произошло в Московских храмах, - когда в Богоявленском соборе, где хранится список иконы Казанской Божией Матери, с которой Минин и Пожарский освобождали Москву, где хранятся нетленные мощи великого Угодника Божия святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца, человека, который в эпоху монголо-татарского ига сделал всё, чтобы объединить Русь и направить все силы русской земли на ниспровержение этого ига. Вот эта мерзкая группа женщин, называть название этой группы в храме, наверное, грешно даже, потому, что эти слова в переводе с английского означают неприличные вещи, они сначала там исполнили свои мерзкие песни. Потом мужчина разделся до трусов и пытался войти на амвон в этом же храме. Потом эта же группа женщина пришла в храм Христа Спасителя и там на амвоне исполняла песенки, в которых звучали нецензурные слова, оскорбляющие наши святыни, нашего Первосвятителя, нашу Православную веру и всех  верующих людей. И что самое страшное? Самое страшное это то, что некоторые из этих нечестивых кощунниц говорят, что они православные христиане. Страшно то, что наши православные, как они говорят, верующие  люди собирают подписи в защиту этой нечестивой группы женщин. Что произошло с русской душой? Куда делось наше благоговение к святыням? Куда делся страх Божий? Куда ушла наша вера? Чего мы ждём после этого для себя? Я думаю, что каждый человек, независимо от того, как он определяет свою принадлежность к святому Православию, должен задуматься над этими явлениями. И странно оправдание этих явлений нашей так называемой либеральной общественностью.

Сегодня Господь даёт нам возможность прикасаться к святыням, через которые Он источает нам Свою благодатную помощь. Но мы знаем из слов преподобного Нила Мироточивого Афонского, который являлся некогда в ведениях афонским монахам и возвестил им о том, что будет дальше, что Иверский образ Матери Божией будет сокрыт, он покинет свою обитель, он покинет Афонскую гору. Отнимет Господь эти святыни, и это будет означать, что мир пришёл к своему концу.

Вот сейчас чтобы этого не произошло, мы должны стараться возгревать огонь нашей веры в своём сердце. Мы должны возгревать в себе благоговейное почитание тех святынь, которые Господь по милости Своей даровал нашей земле. Мы должны уметь и защищать эти святыни, чтобы они не были попираемы дерзкой рукой нечестивцев. И уж совсем не понятно, если мы будем  пытаться оправдывать эти нечестивые явления.

Вот на какие размышления, отцы, братья и сестры, наводит сегодня празднование Иверского образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Мы сегодня предстоим Иверскому образу Матери Божией, зная, что через эту святую икону Царица Небесная не только Афонской горе, но благочестивому Отечеству нашему ниспосылала многую и многую благодатную помощь. Мы знаем, что в дореволюционной Москве к Иверскому образу ежедневно приходили тысячи людей, и ни одно более или менее важное дело  никогда не предпринималось без того, чтобы не помолиться перед Иверским образом Матери Божией, чтобы не испросить благодатной помощи Царицы Небесной в своих делах. Пусть Матерь Божия и каждому из нас помогает в наших делах, в нашей жизни. Пусть Матерь Божия являет всем нам,  братья и сестры, Свой благодатный покров.

С праздником поздравляю всех вас. Призываю на всех вас Божие благословение.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Слово Первосвятителя

12 апреля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в день праздника Светлого Христова Воскресения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве
7 апреля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА во вторник Страстной седмицы и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля
22 февраля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Прощеное воскресенье на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в шестую годовщину интронизации в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве
21 января 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА за Божественной Литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы перед началом работы XXIII Международных Рождественских образовательных чтений
© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru