Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Епархиальная жизнь arrow Слово первосвятителя arrow 15 сентября 2014 г. Слово Святейшего...
15 сентября 2014 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА после молебна в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Александр Аронович, глава Еврейской автономной области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно приветствую и искренне радуюсь возможности вступить на землю Биробиджана с тем, чтобы увидеть вас и вместе с вами помолиться. Действительно, я придаю большое значение возрождению Дальнего Востока и как Патриарх обращаю особое внимание на возрождение церковной жизни, потому что Дальний Восток, как ни один регион нашей страны, пострадал в безбожное лихолетье. Все храмы были закрыты, священники репрессированы, даже памяти практически не оставалось, потому что уничтожались и внешние символы, напоминавшие о религиозной жизни, — спиливались поклонные кресты, разрушались храмы и часовни, — такая вот картина духовно выжженной земли… Постепенно, начиная с 90-х годов, Православие начало возрождаться. Не без трудностей, хотя Дальний Восток изобилует внутренним богатством. Край очень богат, но не все это богатство использовалось и используется должным образом, а потому и средств было немного — как на возрождение жизни людей, повышение их материального благополучия, так и на возрождение церковной жизни. Но, тем не менее, находились те, кто принимал участие в возрождении церковной жизни здесь, в Биробиджане, и Вы, владыка, упомянули одного из них, кто уже преставился ко Господу. Удивительным образом люди сплачивались, собирали средства, и Божии храмы стали восстанавливаться.

Но вот что самое примечательное и самое удивительное. Казалось бы, уже несколько поколений людей родилось и прожило жизнь без всяких храмов и без всяких видимых знаков православной религиозности. Но как только стали строиться храмы, формироваться общины, они стали наполняться людьми, а это значит, что вера никогда не исчезала из сердец наших людей, и наши благочестивые бабушки, которые приносили в храм своих внуков и, нередко в тайне от партийных родителей, крестили их, сохранили веру.

Это удивительный подвиг сохранения веры в мировой истории. Как не было гонений, равных тем, которые обрушились на Церковь в нашей стране, так не было нигде в мире и подобного возрождения Церкви. За 20 с небольшим лет в России, в Русской Церкви построены десятки тысяч храмов, открыты сотни монастырей, тысячи воскресных школ, сотни учебных заведений, в том числе высших. И всё это произошло не только потому, что Патриарх или архиереи этого желали и духовенство тому содействовало. Произошло это потому, что жива была вера в сердцах людей, и духовный взрыв, поражающий воображение сторонних наблюдателей, был взрывом энергии, которая хранилась под спудом. И вот сегодня у нас есть возможность совершенно свободно, никого не опасаясь, молиться, строить и посещать Божии храмы.

Но самое важное, мои дорогие, — это научиться жить в соответствии с заповедями Божиими. Ведь в храм можно приходить и с лукавой мыслью: пришел, свечку поставил, значит, Бог должен мне теперь обязательно помочь. Мне приходилось встречаться с людьми, которые недоумевали: как же так, в храм хожу, к чудотворным образам прикладываюсь, свечки покупаю, а ничего в моей жизни не происходит. Так и не будет происходить, потому что храм ― это не место отправления культа, как считали в советское время. Храм ― это место горячей молитвы к Богу, а молитва ― это дело тяжелое. Иногда молодые послушники в монастырях говорят игумену: направь меня на любое послушание, потому что молиться тяжелее, чем руками работать. Молитва требует концентрации всех внутренних сил. Обращаясь к Богу, надо не просто повторять чьи-то слова, ― Его надо просить всей силой своей души, и тогда молитва совершает чудеса. А если бы этого не было, то никакие храмы не были бы нужны: никто бы в них не ходил, никто бы к небу свой взор не обращал, никто бы не молился. Ну, кто будет просить человека, заранее зная, что он не ответит на твою просьбу? От такого человека отворачиваются и уходят. А вот к небу, к Богу мы обращаемся тысячелетиями, и поступаем так именно потому, что знаем: Господь нам отвечает. Он отвечает не в громе, не в молнии, не в немедленных чудесах, — Бог всегда действует так, чтобы не нарушить нашей свободы. Он не превращает нас в механизмы, которые находятся у Него в руках, в некие винтики, которые Он только откручивает или закручивает, — мы сами делаем всё по своей воле, по своему разумению, но Бог совершает чудо, вплетая Свою волю и энергию в наше действие. Так и происходит чудо соединения человеческого и божественного, и в какой-то момент мы понимаем: да, нам не просто повезло, — Сам Господь был вместе с нами. Бог отвечает на наши молитвы, и Бог отвечает на наши труды.

Господь никогда не будет помогать лентяю. Сколько бы студент или школьник, не желающий учиться, ни просил у Бога помощи для благополучной сдачи экзаменов, ничего не получится. Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает. И многие говорят: не знаю, как это получилось, — просто чудом. Иногда мы употребляем это слово почти как обиходное, как некое выражение удивления перед случившимся, но на самом деле ведь так и происходит. Господь рядом — Своею силой, Своей божественной энергией Он оплодотворяет весь космос, Он сохраняет всю вселенную в дивном порядке, Он сохраняет нашу хрупкую Землю, Он оберегает каждого человека настолько, насколько сам человек желает Бога пустить в свое сердце.

Здесь, на Дальнем Востоке, сейчас происходят очень добрые и хорошие дела. Конечно, за всем этим и ваши труды, и труды руководства, и я надеюсь, что и дальше Еврейская автономная область будет развиваться: будут появляться новые производства, новые технологии, будет прирастать материальным богатством этот замечательный край. И очень важно, чтобы всё это сопровождалось укреплением нашей веры. Если мы духовное будем соединять с материальным, то мы никогда не превратимся в потребителей человеческих благ, не помнящих своего родства, которыми так легко управлять, которые перестают различать добро и зло, которые стремятся лишь насыщать себя и потреблять как можно больше. Не дай Бог, чтобы рост материальных благ спровоцировал подобное животное отношение к самому себе и к окружающему миру. Тогда у человечества не будет жизненной перспективы, а для того, чтобы эта перспектива была, будем сопрягать духовное с материальным: веру со знанием и трудом, молитву с усилиями, ― тогда и Господь споспешествует нам.

Хотел бы также подчеркнуть и то обстоятельство, что здесь, в Еврейской автономной области, проживают люди, принадлежащим к разным национальностям. Само название свидетельствует о том, что при создании этого региона особую роль играла еврейская община. Может быть, сегодня она не такая большая, как в прошлом, но, тем не менее, она сохраняется, и я знаю, что сложились очень добрые отношения между православными и иудеями. Сегодня я встречусь с представителями иудейской общины, и у нас будет, о чем поговорить. А всем вам я хотел бы сказать, что страна наша Россия всегда была сильна тем, что русские были способны так жить и так строить свои отношения с иными народами, чтобы никого не обижать и каждому давать возможность процветать вместе с коренным русским народом. Если так будет и дальше, то страна наша будет непобедимой, потому что добрые отношения между людьми разных национальностей, разных культур и разных вер являются важным залогом благополучия великой России.

Я бы хотел еще раз, владыка Иосиф, поблагодарить Вас за Ваши труды. С Вашим приходом здесь принципиально изменилась церковная жизнь. Вы были первопроходцем, Вы первый архиерей во вновь образованной епархии, и, конечно, с Вашим именем будет связана новейшая история Православия в Еврейской автономной области. Рад был увидеть этот храм, духовенство и молодого, и среднего возраста, монашествующих, ― все это свидетельствует о том, что, несмотря на небольшие размеры епархии, здесь все устроено правильно, и дай Бог, чтобы епархия эта процветала и в будущем.

© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru