Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Епархиальная жизнь arrow Слово первосвятителя arrow 25 октября 2014 г. Слово Святейшего...
25 октября 2014 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, в Саратовском государственном университете.

С особым чувством я совершил сегодня малое освящение этого храма. История его создания была непростой. Я познакомился с этой историей несколько лет тому назад, когда и до меня стали доходить различные тревожные слухи о том, что кто-то, апеллируя к очень искусным, а лучше сказать ― искусственным аргументам, пытался помешать этому доброму делу. И когда стало известно, что храм построен и мой визит будет связан, в том числе, с освящением этого храма, возрадовался душой. И вот почему. 

В истории человечества было не только много прозрений, научных открытий, но было и много заблуждений. И чаще всего эти заблуждения, поражавшие человеческое сознание, были интеллектуальными заблуждениями.  Когда изучаешь историю мысли, историю философии, то видишь, как иногда общий культурный контекст определял развитие мысли и заводил эту мысль в тупик. Вот и основной вопрос философии о том, есть высшая сила или нет, много раз штурмовался человеческим сознанием. Ответы на этот вопрос нередко определялись эпохой, уровнем знаний, опытом, господствующими идеями и т.д. И в какой-то момент человечеству показалось, что, если все можно сосчитать, проверить опытом, то есть ли место в этой картине мира для Бога. И возникло такое явление как позитивизм. Существует то, что только можно показать, пощупать, что подвергается испытанию нашими чувствами и что можно рационально описать. А если невозможно пощупать, потрогать и убедиться, то такого вовсе и не существует. 

Мы знаем, что якобы торжество этой позитивистской идеи было в XIX веке, когда и началось постепенное вытеснение веры из сознания людей и жизни обществ. И многим казалось в начале XX века, что человеческая цивилизация, несомненно достигшая больших побед и очень важных результатов, в том числе и в науке, сумеет в XX веке на гребне этих научных знаний построить мирное справедливое процветающее общество, в котором, конечно, не будет места никакому Богу, Которого пощупать нельзя. И мы знаем, что XX век на гребне научного и технологического развития и успехов стал самым страшным и самым кровавым веком в человеческой истории. 

Были удивительные попытки построить без Бога могучее и справедливое общество, в том числе и в нашей стране. И почему-то ничего не получилось. И казалось, пройдя тяжкими испытаниями XX века, уж наш-то народ, до конца испивший чашу страданий из-за этого богоотрицания, из-за этого отделения духовного от материального, многому научился и никогда не повторит своих ошибок. Но удивительным образом люди, быстро забывая прошлое, еще и еще раз повторяют свои ошибки.

Вот и сегодня многим кажется: ну как же в век компьютеров, а раньше говорили «в век электричества», как же  можно верить в Бога? Можно, потому что Бог ― это не фантазия, Бог ― это реальность. Вера в Бога есть не просто умозрение, она основывается на реальном опыте. И много раз я об этом говорил: не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к небу, если бы небо не отвечало. Никакие мифы не способны выдержать огромные испытания, которые пережило человечество в течение тысячелетий, отделяющих нас от рождения нашей веры.

Именно в XXI веке, впитав в себя весь драматизм XX века, мы можем сказать, что подлинное гуманистическое развитие личности невозможно с опорой лишь на материальную сторону бытия. Знания могут приводить к страшным последствиям. И чем больше сил в руках человека, тем больше потребность в этой гуманизации. Никакими человеческими силами гуманизировать личность невозможно, как показывает опыт истории. Человек способен духовно развиваться, способен нравственно возвышаться тогда, когда есть высшая правда и высший авторитет. А если нет высшей правды, то как же отличить добро от зла, а правду от лжи?  

Вот почему нужно, чтобы при университете был храм. Вот почему так важно, чтобы ученые, которые постигают тайны физического бытия и создают научные идеи, на основании которых строятся технологии, в нравственном состоянии были не менее развиты, чем в интеллектуальной сфере. Потому что без Бога, без сильного и яркого нравственного чувства не может быть подлинного прогресса человечества.

© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru