Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Документы arrow УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕТСКОЙ...
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕТСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ШКОЛЫ — СТУДИИ «РОМАШКИ»

Централизованная религиозная организация Биробиджанская Епархия Русской Православной Церкви

«Детская православная телевизионная школа-студия «Ромашки» Биробиджанской Епархии»

 

 

«Утверждено»

Управляющий Биробиджанской епархией

архиепископ Биробиджанский и Кульдурский

+Иосиф

25 августа 2014 г.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕТСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ШКОЛЫ — СТУДИИ «РОМАШКИ»

Детская и  юношеская  журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

Цель создания программы состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики и, к православной журналистике в частности, не только получить более глубокие  и разносторонние теоретические знания, умения и практические навыки, но и развить личность, её познавательные и созидательные православные миссионерские способности, сформировать у них целостную картину мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать ученикам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном и религиозном окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе Православной детской телевизионной школы - студии. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую православную миссионерскую подготовку.
Формы занятия, предусмотренные программой:
 
1. свободная творческая дискуссия;

2. ролевые игры;

3. выполнение творческих заданий;

4. активные методы формирования системы общения;

5. практическая работа (подготовка материалов).
 

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных телевизионных жанрах; научился создавать видеоматериалы. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному православному развитию.

Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного и православного профиля.

Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть знаниями православной культуры и специальными профильными навыками, позволяющими успешно выполнять практические задания.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у  учащихся
·        Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

·        Интереса к изучению гуманитарных и православных дисциплин (русский язык, литература, история, Закон Божий, история православия, основы православной культуры и нравственности);

·        Умения самостоятельно приобретать и применять знания;

·        Творческого мышления, познавательной активности;

·        Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

·        Коммуникативных навыков;

·        Развития умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;

Занятия помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью  творчества.

Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах тележурналистики;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего православного журналиста.

         Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики, как профессии, являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- создание собственных видеоматериалов.
 Основные требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные
 знания:

- из истории журналистики;

- о жанрах тележурналистики и жанровых особенностях;

- о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;

- о законе о СМИ

- из истории православия

- Закон Божий

и умения

- создавать сочинения разных жанров;

- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- владеть языковыми навыками восприятия православной культуры;

- понимать правила поведения человека, данные Богом, сущность добрых дел, совершаемых человеком во славу Божью;

- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ;

участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
 

Виды деятельности обучающихся:

- теоретические занятия;

- творческий практикум;

- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

- экскурсии;

- творческие командировки;

- встречи с журналистами;

- создание программ православной тематики;

Конечные результаты:

- выработка эмоционально-целостного отношения к жизни;

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных телевизионных жанрах;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка  материалов для программ.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства на основе православной морали. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Учебно-тематический план.

1-й год обучения.

 

 

Тема

Теоретические  часы.

Практические часы

Экскурсионные часы

Общее кол-во часов.

Журналистика.

Особенности различных жанров журналистики.

 

4

 

4

 

4

 

12

Мастерство журналиста: жанры тележурналистики, операторское искусство, основы монтажа, работа с ПК, создание программ.

 

28

 

30

 

2

 

60

Психологическая подготовка журналиста: актерское мастерство, речь, ораторское мастерство.

 

10

 

20

 

-

 

30

Профессиональная этика журналиста.

 

6

 

 

6

 

 

12

Православные предметы: Закон Божий, история православия.

 

20

 

 

10

 

30

 

Итого:

 

68

 

 

60

 

16

 

144

 

2-й год обучения.

Тема

Теоретических часов.

Практических часов.

Экскурсионных часов.

Общее кол-во часов.

Журналистика.

Типология СМИ.

4

4

-

8

Мастерство журналиста: жанры тележурналистики, операторское искусство, основы монтажа, работа с ПК, создание программ.

 

 

 

16

 

 

26

 

 

4

 

 

46

Психологическая

подготовка  журналиста: актерское мастерство, речь, ораторское мастерство.

16

20

-

36

Профессиональная

этика журналиста.

10

10

4

24

Православные предметы: Закон Божий, история православия.

 

20

 

 

10

 

30

 

Итого:

 

66

 

 

60

 

18

 

144 часа


 

3-й год обучения.

Тема

Теоретических часов

Практических часов.

Экскурсионных часов.

Общее кол-во часов.

Журналистика и общество. Особенности профессии журналиста.

Структура редакционного коллектива.

 

 

2

 

 

2

 

 

6

 

 

10

Мастерство журналиста: жанры тележурналистики, операторское искусство, основы монтажа, работа с ПК, создание программ.

14

 

38

-

46

Психологическая подготовка журналиста: актерское мастерство, речь, ораторское мастерство.

8

32

-

36

Правовые и этические основы журналистики.

6

6

-

12

Православные предметы: Закон Божий, история православия.

 

20

 

 

10

 

30

 

Итого:

 

50

 

78

 

16

 

 

144 часа.

 
 

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ  (144 часа).

 

Образовательными задачами первого года обучения являются:

- ознакомление с историей журналистики;

- изучение методов сбора и обработки информации;

- освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах;

- изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли;

- ознакомление с православными предметами;

- выработка профессиональных профильных навыков.

Воспитательные задачи заключаются:

- в развитии творческих способностей;

- в  формировании основных православных норм и понятий.

 

 

Тема № 1

Журналистика (8 часов).

 Исторические предпосылки возникновения журналистики. Электронные и печатные СМИ. Их роль в обществе. Сходства и различия.

Тема №2.

Мастерство журналиста (46 часов).

Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации : люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. Жанры журналистики. Основные профессии на телевидении.

Работа со словом, телекамерой, монтажным столом.

Тема  № 3.

Психологическая подготовка журналиста (20 часов).

Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Сценическая речь и актерское мастерство.

Тема № 4.

Профессиональная этика журналиста  (8 часов).

 Мораль. Моральные ценности, этика. Связь журналистики и морали. Связь журналистики и православных ценностей и канонов.

Дискуссии на темы « Мораль и этика »,   « Нормы журналистской этики» и т. п.

Тема № 5.

Православные предметы (28 часов).

 

ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ   (144 часа).

Образовательными задачами второго года  обучения  являются:

- знакомство с историей  журналистики;

- обзор  современных  СМИ;

- освоение особенностей работы в аналитических жанрах журналистики;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- изучение православных предметов;

- знакомство с методиками активизации  внимания, памяти.

Воспитательными задачами являются:

- расширение кругозора  будущих православных журналистов;

- формирование основных этических православных норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей действительности.

Тема № 1.

Журналистика (8 часов).

Журналистика в 21 веке. Общий обзор  современных  СМИ.

Типология  СМИ.

Тема №2.

Мастерство журналиста ( 46 часов).

Аналитическая журналистика. Сюжет, программа, прямой эфир. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов.

Работа со словом, видеокамерой, монтажным столом.

Тема № 3.

Психологическая подготовка  журналиста (36 часов).

Приёмы развития и тренировки памяти .

Рациональное чтение : что это такое ? Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности.

Актерское мастерство, сценическая речь.

Тема №4 .

Профессиональная этика журналиста (24 часа).

 Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции. Каноны православной журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Дискуссии на темы « Границы норм морали в современной журналистике».

Тема № 5.

Православные предметы (30 часов).

 

ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ( 144 часа ). 

Образовательные задачи:

- получение сведений об условиях труда журналистов;

- освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики;

- изучение правовых законов и актов ,необходимых журналисту в его работе;

- изучение православных предметов;

- развитие коммуникабельности.

Воспитательные задачи заключаются:

- в расширении кругозора будущих православных журналистов;

- в изживании подростковых комплексов;

- в  формировании личности православного журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических ,нравственных и гражданских качеств.

Тема №1.

Журналистика и общество (10 часов).

Процесс обмена информацией в обществе. Схема функционирования  СМИ.

Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии.

 Тема № 2.

Мастерство журналиста (46 часов).

Художественные жанры в журналистике.

Реклама. Виды и функции. Журналистский текст. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста .

Работа со словом, видеокамерой, монтажным столом.

 Тема № 3.

Психологическая подготовка журналиста (36 часов).

Быстрота и правильность восприятия – важные качества журналиста. Правила эффективной организации творческой работы. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти.

Актерское мастерство, сценическая речь.

Тема № 4.
Правовые и этические основы журналистики (12 часов)

Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».

Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав.  Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.

Тема № 5.
Православные предметы (30 часов).
 
 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение и мастер-класс. Задачей упражнения и мастер-класса является трансформация теоретических знаний, полученных обучающимися, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания, основных навыков в тележурналистике.
Важными составляющими являются  изучение приёмов развития внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста.
Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение  необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у учащихся разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам  избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со  своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность учащегося, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.

© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru