Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png


Warning: opendir(/home/b/bekk77/eparh/public_html/images/stories/vystavka/VI palomnik/26) [function.opendir]: failed to open dir: No such file or directory in /home/b/bekk77/eparh/public_html/mambots/content/plugin_jw_sigpro.php on line 87
VI епархиальная выставка - «Русский паломник»

img_4607 26 октября в конференц-зале социально-просветительского центра Биробиджанской епархии (г. Биробиджан, ул. Ленина, 34) открылась новая экспозиция  епархиальной выставки. VI епархиальная выставка «Русский паломник» рассказывает о вечной тяге человека к Святым местам. На выставке представлены иконы, кресты, много старинных вещей, которые сразу привлекают внимание. Эти предметы позволяют  взглянуть на историю православного паломничества по ее живым свидетелям – бережно собранным экспонатам.

В чем же смысл православного паломничества по святым местам? Главный смысл, стержень православного паломничества, - взывание к Царству Небесному. Православные паломники, в отличие от западных христиан - пилигримов, поклонялись святыням и через это соединялись с Господом, получали освящение, ведь в восточной, православной традиции, поклонение – это сердечная молитва перед святыней, с глубокими поклонами, с благоговейным  прикладыванием, трепетным целованием. Поэтому и называли русских богомольцев не только богомольцами, но и поклонниками. Западные же христиане святыни лишь созерцали. Как туристы, они вспоминали о священных евангельских событиях, не пропуская их через свое сердце, как это делали русские паломники. Пилигримы воспринимали святые места лишь разумом, как туристы - посмотрите направо, посмотрите налево...

Русские паломники шли в святые места именно для того, чтобы поклониться святыням: чудотворным иконам, честным мощам Угодников Божиих, святым крестам, чтобы от них получить  освящение, испросить заступничество святых в День Судный в тех обителях, в коих подвизались святые Угодники Божии. Русские люди считали, что в святых местах молитва более действенна и быстрее доходит до Бога. Паломничество было своего рода духовным подвигом, трудом ради спасения души. Духовно опытные люди проникали в сокровенную значимость паломничества – если человек хотя бы один раз в жизни с благоговением совершил поклонение мощам, либо частям мощей святого Угодника Божия, этот святой до конца их жизни будет их молитвенником перед Богом.

Наши предки понимали, что если просидеть всю жизнь возле красивой русской печки, наслаждаясь русскими пирогами, и не ходить по святым местам, то незаметно можно как бы обрасти греховной чешуей и совсем забыть о том, кто ты есть, для чего родился на свет Божий, в чем твое предназначение в жизни. Поэтому при приближении Великого поста множество людей отправлялось в путешествие по святым местам, в дальние и ближние обители нашего необъятного Отечества и за рубеж - в Иерусалим, на Афон, Синайскую гору.

По свидетельству Блаженного Иеронима (IV век) христиане всегда считали, что «в них меньше будет религиозности, меньше знаний, что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало первоевангелие».

На Руси паломничество возникло с первых же дней распространения христианства. Для православных людей паломничество крайне интересно уже по одной его устойчивости и поразительной распространенности. Продолжаясь в процессе долгого ряда веков, оно с особенной силой охватило Древнюю Русь, увлекая целые толпы путешественников и паломников в далекие страны и места, заставляя преодолевать необыкновенные трудности.

Судя по летописным источникам, первым русским, совершившим хождение во Святую Землю в 1062 году, был игумен Киево-Печерской Лавры Варлаам. Однако он не написал воспоминаний, в отличие от Даниила, который совершил свое знаменитое путешествие в 1106-1108 годах и оставил великолепное сочинение под названием «Хождение во Святую Землю русского игумена Даниила». «Хождением» зачитывались многие поколения русских людей. Летописи говорят также о первой русской путешественнице в Святую Землю – преподобной Евфросинии Полоцкой, жившей в XII веке.

Первые русские паломники совершали именно хождения: у игумена Даниила путь до Константинополя был пешим, далее он морем прибыл в Яффу, затем пешком шел в Иерусалим. Был еще и другой, сухопутный путь – через Кавказ.

До революции очень многие православные люди из России отправлялись в паломничества по святым местам Русской земли и за рубеж. К 1914 году паломничество в России приобретает широкий размах и превращается в единый религиозно-нравственный порыв всего русского народа. Из находящегося в экспозиции «Спутника православного паломника в Святую Землю» (В. Н. Хитрово. Русские паломники Святой Земли. СПб, 1905г.), изданного Императорским Православным Палестинским Обществом, узнаем интересные подробности путешествия по святым местам православного Востока.

В год из России отправлялось во Святой град Иерусалим до 30 тыс. паломников. 100-150 рублей было совершенно достаточно для того, чтобы совершить паломничество ни в чем не нуждаясь. И занимало это всего недель шесть. На Афон каждый год на праздник великомученика Пантелеимона притекало до 10 тыс. человек, в Троице-Сергиеву Лавру отправлялось полмиллиона, в Киево-Печерскую Лавру – 400 тыс., а к преподобному Серафиму Саровскому каждый день приходило 2-3-тысячи паломников. Эти цифры говорят о том, что православные люди любили совершать паломничества.

Размышления о целях паломничества привели к мысли о создании выставки, которая могла бы рассказать о том, куда и зачем отправлялись наши предки, что они брали с собой в дорогу и что привозили из святых мест.

Вглядываясь в эти старинные и современные вещицы, невольно читаешь их историю, и одновременно переносишься то в Палестину, то на Афон, то в святые места России.

Посетив святыни, паломник во все времена обязательно привозил домой что-нибудь памятное. Эти предметы бережно хранились как семейные реликвии и передавались в благочестивые руки. На выставке представлены предметы из коллекции Льва Исааковича Вольфсона, из собрания древностей Высоцкого монастыря, собранные, или приобретенные Епархией в антикварных магазинах, привезенные Владыкой из разных паломнических путешествий.

Открывают выставку предметы, привезенные паломниками из Святой Земли, среди них вещи XIX века. Здесь представлена уникальная книга В. Н. Хитрово «Русские паломники Святой Земли. Спутник православного паломника в Святую Землю», изданная в Санкт-Петербурге в 1905 году. Литая из бронзы модель Кувуклии Живоносного Гроба Господня напоминает о главной святыне христианского мира – трехдневном ложе Богочеловека, резной водосвятный крест о Божественной и Трепетной Голгофе. Своеобразная святыня - живописный воздвизальный крест, – «семидревный».  С обратной стороны в нем врезано семь крестов, вырезанных из семи священных деревьев: кедра, певга (сосны), кипариса, оливы, пальмы, терния и Мамврийского дуба. Перламутровые раковины с резными изображениями Благовещения, Рождества Христова, Воскресения с праздниками изготовлялись в Вифлееме. Это ремесло живет и по сей день, - как в старину традиционно паломникам предлагаются изделия из перламутра. Кто-то просто взял камешек со дна священной реки Иордана, и уже здесь, в России, на нем написали удивительную по тонкости исполнения миниатюру Крещения Господня. В экспозиции выставки большая часть священного Дуба Мамврийского с живописным изображением явившейся под ним праотцу Аврааму Святой Троицы и печатью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме из красного сургуча. На спилах масличного дерева искусно вырезаны сцена встречи Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой и крест, обрамленный пальмовыми ветвями. С удивлением рассматриваем небольшую книжицу в переплете из дощечек масличного дерева, - гербарий растений и цветов из различных мест Палестины. Эти цветы благоухали на святых местах сто лет назад! Конечно же, привозили из паломничества святые иконы. На одной из них, - образе святой великомученицы Варвары, - красуется надпись: «Благословение из Святаго Града Иерусалима». Привозили и гравюры с изображением святых мест, а с возникновением фотографии, - и различные снимки. Есть они и в нашей экспозиции. 

            Кроме Палестины паломники посещали и другие святые места за рубежом нашего Отечества.

Память о Богосшественной Горе Синай хранят чудесные камни – с отпечатком веточки, напоминающей о Неопалимой Купине, явившейся на Синае Моисею, и «Моисеева слеза», пролитая пророком и Боговидцем о еврейском народе, воздвигшем себе золотого тельца. Благочестивый паломник получает здесь в благословение серебряное колечко с хранящейся в Синайском монастыре нетленной руки премудрой невесты Христовой – святой великомученицы Екатерины.

Святая Гора Афон недоступна для женщин. С IV века посетить её могут только мужчины. Но и им необходимо получить специальное разрешение, дающее право на въезд на Святую Гору - «Диамонитирион» с подписями четырех представителей Афонских монастырей, составляющих в данном году «священную эпистасию», своеобразное монашеское правление, и святогорской печатью. Здесь же представлены иконы, расписанные камни, резные вещи и другие предметы, выполненные руками Афонских подвижников. Интересны иконы, в XIX веке напечатанные на шёлке в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Из итальянского города Бари, или, как говорили в старину, Бар-града, паломник привозит от мощей святителя Николая флаконы с миром, разбавленным святой водой, с греческого острова Керкира (Корфу) реликвии, связанные с почивающим там святителем Спиридоном Тримифунтским, а с Эвбеи с нашим святым соотечественником - праведным Иоанном Русским, исповедником. Многочисленные православные святыни Греции и сегодня привлекают множество паломников.

Православная Россия не менее богата святынями. Географию паломничества по российским монастырям и храмам любопытно проследить по собранию иконок XIX века, которые поклонники привозили из различных монастырей и святых мест нашего Отечества. Среди них есть образки со штампами и надписями на обороте. Например: «Благословение обители преподобного Тихона Калужского»; «1895 г. Марта 9-го. Город Старая Русса. Благословение отца Мелетия, Архимандрита старорусскаго Монастыря».

Особое место в экспозиции занимает коллекция образков XIX века и современные работы Ростовской финифти.

В Ростове Великом (Ярославская область) изготовление изделий из финифти началось в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче). Ростов сохранял статус одного из главных духовных центров России. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями: в Успенском соборе находились гробницы святителей Леонтия, Исаии, Игнатия и Феодора, в Спасо-Яковлевском монастыре мощи святых Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра, царевича Ордынского, в Авраамиевом – преподобного Авраамия, в Борисоглебском – преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха, в Толгской церкви Ростова - гробница блаженного Иоанна Милостивого, в Вознесенской - блаженного Исидора Твердислова. Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простые крестьяне молились у гробниц святых. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах финифтяные иконы. Финифть делали кустари, объединенные в артели. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране. Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений.

После революции, когда поток паломников прекратился, промысел не умер, не заглох, как, скажем, традиционная иконопись. Он уже был готов ответить на агрессивный заказ новой власти - в советское время промысел выпускал женские украшения, шкатулки, сувениры. Эта готовность отвечать запросам времени помогла промыслу выживать и сейчас, когда условия опять изменились. В нынешнее время ростовские эмальеры вновь обратились к религиозной тематике.

Технология изготовления финифти такова: из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи при температуре 700-800 градусов – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Это – так называемое «белье». Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью – чтобы пластинка не деформировалась. На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные краски. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет. После любого этапа росписи пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят до семи обжигов. Затем живописные миниатюры монтируются в ювелирную оправу.

Другой традиционный промысел, призванный удовлетворять запросы паломников, - Троицкая резьба, - к сожалению, оказался мене долговечным. Представленные в экспозиции резные деревянные миниатюрные иконки и складни говорят о расцвете мастерства их изготовления в XIX – начале XX века.

Есть в экспозиции и нательные крестики (тельники) и иконки из разных монастырей.

Представлены на выставке и приносимые домой благочестивыми паломниками стеклянные флаконы XIX века со святой водой и освящённым елеем (маслом) с литыми изображениями и надписями, как, например: «Святая вода освященная Древом Животворящаго Креста Господня», «Благословение Соловецкой обители», «Святой елей Серафимо-Понетаевскаго монастыря». В последнем флаконе даже сохранилось масло, освященное в те давние времена.

Из других экспонатов выставки интересны резные фигуры преподобного Нила Столобенского (XIX век), напоминающие о подвиге бессонной молитвы Угодника Божия, фарфоровые тарелки XIXXIX  века Печерской Пресвятой Богородицы, рукавичка с мощей святителя Митрофана Воронежского с печатным изображением святого на одной стороне и изображением руки с другой (XIX  век), крест-энколпион с надписью на оборотной стороне: «Преподобнии отцы наши Зосимо и Савватие, молите Бога о нас» (XIX  век). века: «Вид Троице Сергиевой Лавры», с надписью на обороте: «Товарищества М. С. Кузнецова. Твер. фабр.» и «Киево Печерская Лавра». Здесь же представлены керамические изделия из монастырей и храмов, памятные предметы паломничества в разные святые места. Среди них образ

До наших дней сохранился чистый бланк с надписью: «Троице Сергиева Лавра» и видом обители (бумага, цветная печать. XIX- начало XX вв), предназначенный, вероятно, для переписки с многочисленными благотворителями монастыря.

Мы уже видели на выставке священные камни из Иордана, Тиверии и Синая. Здесь тоже есть камни – с изображением священномученика Иосифа, митрополита Астраханского с мест его служения и мученической кончины, и с кровавыми пятнами из источника мученика Василиска в Абхазии. Особая святыня нашей выставки – часть камня, на котором преподобный Серафим Саровский молился тысячу дней и тысячу ночей. Дивеевские монахини на этом камне ещё до прославления Преподобного, в XIX  веке, прекрасно изобразили его масляной живописью в молитвенном подвиге, а на обратной стороне сидящим на камне и кормящим огромного дикого медведя. О подвигах преподобного Серафима нам говорит и панорама, выполненная сестрами Дивеевского монастыря в начале XX века  - преподобный Серафим в Дальней пустыньке у источника.

Но, пожалуй, самые неожиданные сувениры, которые привозили из своих путешествий паломники - памятные деревянные… ложки (XIX – начало XX  вв.). На каждой из них сделаны надписи: «На память от Преподобного Сергия», «На память из Спасо-Вифанского монастыря», «На память из пещер Гефсиманского скита», «На память из Чудова монастыря. Москва».

Осматривая выставку, невольно проникаешься настроением тех паломников, для которых путь к заветным святыням был действительно подвигом. Об этом говорят много пережившие и видавшие виды спутники паломника, - складни, кресты, образки, походные вещи XIX века, которые паломники брали с собой в путешествие. Здесь представлены каретные, или дорожные, часы. Такие часы могли быть высотой от шести до двадцати пяти сантиметров. Они весьма надежны, хотя и не могут, как правило, похвастаться высокой точностью хода. Механизм у них довольно простой, поскольку рассчитан на дорожные условия. Единственное усложнение - устройство, отбивающее часы и четверти , которое позднее заменил будильник.

В последние годы паломничество возрождается, тысячи людей посещают памятные места, прославленные земной жизнью Спасителя и Божией Матери, подвигами святых. Цель выставки - рассказать людям, куда наши предки отправлялись в паломничество, что брали с собой в дорогу, что привозили домой из святых мест и в чем смысл этого духовного подвига - православного паломничества. Эту выставку будет интересно посетить как тем, кто уже совершал паломнические туры, так и тем, кто не имеет возможности ездить по святым местам.

От выставки остается удивительное впечатление – прикосновение к святыням, погружение в духовную атмосферу святых мест, желание совершить путешествие туда, куда веками стремился русский паломник.


© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru