Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Интернет ресурсы

С 1 сентября 2015 года в Биробиджанской епархии стартует региональный этап XI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».
21 сентября 2015 года Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджан празднует десятилетие! 

Православный календарь

В Биробиджан доставлен ковчег с шипом Тернового Венца Спасителя

000117 декабря в Биробиджан доставлен для поклонения ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Спасителя. Святыню в Благовещенском кафедральном соборе встретил епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф. Владыка совершил перед ковчегом молебное пение Спасителю, присутствовавшие при этом прихожане получили возможность приложиться к святыне. Реликварий будет выставлен для общего чествования во время совершения в соборе Новогоднего молебна 31 декабря в 17 часов и затем каждый раз в конце воскресных всенощных бдений.

Терновый Венец Спасителя

Венец из ветвей растения с шипами, - терниями, - как повествуется в святом  Евангелии, был возложен на голову Господа нашего Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. О венце из терния пишут три евангелиста: «… и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27:29); «… и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мк.15:17); «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин.19:2).

Растение, из которого был сделан Венец, не названо в Евангелии. Считается, что речь может идти о следующих растениях:

Держидерево, или Христовы тернии /Paliurus spina-christi Miller/;

Саркопотериум колючий /Sarcopoterium spinosum (L.)/;

Syrische Christusdorn /Ziziphus spina-christi (L.)/;

Боярышник /Crataegus spec/.

Венец в виде митры,  - царского венца Востока, -  был древним символом силы, правления и почета. Увенчание Христа Терновым Венцом было одним из видов насмешки над Ним, учиненной римскими воинами. Перед римским наместником Понтием Пилатом Иисус Христос свидетельствовал о Своем Божественном Царстве. Солдаты повергли осмеянию Его свидетельство. По приказу Пилата они одели Христа как «царя иудейского»  в багряницу, сплели и надели Ему на голову «корону», Терновый Венец, а затем принялись бить палкой толщиной около 4,5 сантиметров по лицу и Терновому Венцу, возложенному на Его голову, стремясь причинить не только физические, но и душевные, моральные страдания, унизить Его.

Этот вид истязаний был придуман только для Иисуса. Ни в одном историческом источнике нет упоминаний о применении такого истязания перед распятием. Терновый Венец  на голове Христа - это проклятие за наш грех, которое Он взял на Себя. «Наказание мира нашего было на Нем». «Но Он изъязвлен был за грехи наши... ранами Его мы исцелились». (Ис. 53, 5). Как удивительны пути Божии. Разве думали воины Пилата, возлагая Терновый Венец на голову Христа, о том, чтобы этим Терновым Венцом возвещалась во все века одна из величайших истин Библии - что проклятие нашего греха пало на голову Христа? Нет, воины не думали об этом - их цель была только
насмешка. Но грешное дело их ради злой насмешки превратилось в величайшую славу Христа. Терновый Венец на голове Христа стал благословением для грешников, уповающих на раны Христа. И через все эти раны Господа мы получили спасение от возмездия за наши грехи и вечную жизнь.

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу. И говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били его по ланитам» (Ин. 19, 2-3). Так повествует евангелист Иоанн Богослов о поругании и избиении Спасителя перед Распятием. История сохранила для нас место, где это происходило - так называемый Лифостротон, площадка перед крепостью, где располагался римский гарнизон Иерусалима.

Открытие археологами Лифостротона не только подтверждает историческую точность евангельского повествования, но и дает ключ к разъяснению одного из эпизодов «судебного процесса», который для знатоков римского права казался неправдоподобным. Речь идет о цитированном выше рассказе Евангелиста о глумлении, допущенном воинами Пилата в отношении Иисуса, которого сам Пилат признал до этого невиновным. На каменных плитах Лифостротона сохранилось несколько высеченных рисунков, напоминающих детские игры. Один из наиболее интересных рисунков занимает несколько плит. На одной изображена корона, от которой идет прямая линия; на другой - поменьше и ниже первой, изображен меч, разрубающий эту линию. На других плитах встречается буква «В» - начальная буква греческого слова «Василевс» - царь. Перед нами одна из любимых игр римских солдат в кости - игра в шутовского царя. Выигравший объявлялся шуточным царем, его одевали в красную одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали такую же шутовскую корону, в руки давали - вместо скипетра - палку. Одетому таким образом «царю» оказывали насмешливые почести, давали ему на обусловленное в игре время право на удовлетворение самых низменных чувственных прихотей - с тем, чтобы по окончании фарса убить его.

Рисунки Лифостротона являются документальным свидетельством, как происходило подобное глумление над Иисусом. Солдаты знали, что Христа обвиняют, помимо прочих клеветнических обвинений, в том, что Он называет себя царем. «Пилат вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?... Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь» (Ин. 18, 33-34, 37). Поэтому, когда Пилат велел бичевать Иисуса, солдаты, охотно выполнив его приказание, решили уже «от себя», ради забавы, разыграть с Иисусом «игру в царя». Поэтому они не ограничились участием только тех солдат, что были приставлены к Иисусу, но, как сказано в Евангелии, «собрали на Него весь полк» и, одев Его в шутовскую багряницу и надев Ему на голову венок из терна, который, очевидно, сделали из хвороста (хворост из колючего кустарника и теперь жители Палестины используют как топливо для просушки помещений весной), и дав Ему палку в руку, «становясь перед Ним на колени, насмехались, говоря: радуйся Царь Иудейский».

Что касается причины, по которой Пилат мог допустить это незаконное глумление, историки полагают, что Пилат имел в виду вызвать у толпы жалость к Иисусу, для чего потом и вывел Его к народу в Терновом Венце и багрянице (Ин. 19, 5).

Так вошел в христианскую историю Терновый Венец, не известный в качестве пытки или наказания ни из каких других римских исторических источников. Его использование при поругании Спасителя подтверждается другим важнейшим и археологически очень точным свидетельством - знаменитой Туринской Плащаницей. Это был не только способ унижения, но и продолжение пыток. Расположение ран, кровоподтеков и характер пятен крови на Плащанице в точности соответствует евангельскому рассказу. Более того, данные Плащаницы показали, что Венец представлял собой собственно не «венок», подобный лавровым венкам римских триумфаторов, а митру, сплетенную из терновых веток, охватывавшую всю голову. Четырехсантиметровые шипы Тернового Венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. На Плащанице видны многочисленные выделения крови, которая оставила на полотне пятна. Хирурги насчитали 13 ран от шипов терна на челе и 20 сзади, но предполагают, что их могло быть около 50. Поскольку под кожей головы располагается сеть нервных окончаний и кровеносных сосудов, - на 1 кв. см. кожи головы имеется свыше 140 чувствительных к боли точек, - то Терновый Венец вызывал невыносимую боль, а также обильное кровотечение. Исследования подтвердили совпадение мест появления крови с расположением артерий и вен на голове. Это является очередным доказательством истинности Плащаницы, поскольку кровеносная система была описана и изучена только в 1593 г.

Орудия страданий Спасителя, - Честной Крест и титло (дощечка со сделанной по приказу Пилата надписью), гвозди и Терновый Венец, - были сброшены распинателями с высоты Голгофской скалы, а затем засыпаны землей. 6 марта 326 г. мать равноапостольного императора Константина Великого святая царица Елена обрела в Иерусалиме эти святыни.

Всесторонний централизм, в том числе в области духовной, господствовавший в Византийской империи, привел к сосредоточению большинства святынь в столице. В том числе в одном из храмов Константинополя, - во внутренней церкви императорского дворца, - мы встречаем и святыни Страстей Христовых: Терновый Венец, Копье Лонгина Сотника, большие части Животворящего Древа Креста Господня и так называемый Мандилион, в котором современные историки видят ту самую погребальную пелену Спасителя, которая именуется теперь Туринской Плащаницей.

Терновый Венец Спасителя был перенесен из Иерусалима в Константинополь в Х веке. В 1204 году рыцари-крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. После взятия и разграбления Царьграда все его святыни тем или иным путем оказались на Западе. По большей части эти «перенесения», фактически расхищения, святынь почти не документированы. Но как оказался на Западе, в Париже, Терновый Венец, мы знаем точно. Все захваченное крестоносцы отправляли на Запад. Существовало постановление, предписывающее особые ценности и святыни сдавать специальной комиссии, которая распределяла их по всему западно-христианскому миру. Но некоторые святыни оставляли в храмах Константинополя для поклонения. В частности, Терновый Венец находился в личной императорской часовне во дворце Буколеон. Латинский император Константинополя Балдуин II (1228 – 1261 гг.) в свое время нуждался в деньгах и занял их у венецианских купцов, оставив в залог Терновый Венец Спасителя с условием последующего выкупа. Затем он обратился к своему кузену королю Франции Людовику IX (1214 – 1270 гг.), человеку богомольному, который, несмотря на огромную по тому времени сумму залога, -- 135 тысяч ливров, - согласился приобрести эту величайшую святыню. Вместе с ним были проданы и другие драгоценные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых были святые реликвии Распятия – части Животворящего Древа Креста Господня и Гвоздь Распятия Христова. С величайшими предосторожностями, чтобы избежать подмены и не потерять святыни, они были переправлены из Константинополя сначала в Венецию, а из Венеции в Париж. Людовик, по отзывам современников человек мудрый, зная о том, что окружен людьми жадными, завистливыми и коварными, решив приобрести Терновый Венец, принял исключительные меры предосторожности. Он послал за ним в Константинополь двух монахов, причем один из них уже видел Терновый Венец в Константинополе, поэтому мог убедиться в его подлинности. Король поставил условие: что бы ни случилось, один из монахов должен всегда оставаться при Терновом Венце. По условиям контракта реликвию перевезли в Венецию. Людовик, зная о неустойчивости нравов торгового сословия и желая обеспечить сохранность святыни, обратился к императору Фридриху с просьбой дать ему конный эскорт в сто или двести всадников для того, чтобы предотвратить какое бы то ни было искушение, во избежание подмены или ограбления. Людовик сам встретил святыню на подступах к Парижу и первое, что сделал, проверил целость печатей. Когда Терновый Венец привезли в Париж, его сразу поместили в такое место, доступ к которому был очень затруднен, а у реликвария выставили такую охрану, что сложно даже представить возможность какого-то злодеяния.

Для Людовика IX приобретение Тернового Венца открывало возможность утвердить за Францией пальму религиозного первенства среди королевств Европы.

В августе 1238 года Терновый Венец Спасителя прибыл в Париж. Король Людовик, прозванный Святым, торжественно встречал эту святыню за 40 километров от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году Людовик купил у того же Балдуина II частицу Животворящего Креста и ряд других святынь. Их торжественно встречали в Париже в праздник Воздвижения 14 сентября 1241 года.

На следующий год заботой короля стало создание монументального храма, в котором достойно хранились бы полученные святыни. Так родилась идея Святой Часовни - как большого архитектурного ковчега-реликвария. В рекордные сроки, с 1242 по 1248 гг., для этих святынь в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Святая Часовня, - один из шедевров готической архитектуры. Строительство Святой Часовни, которая вошла в историю под французским названием Сен-Шапель, продолжалось шесть лет. Освящение храма состоялось 26 апреля 1248 года. Размеры здания, - 36 метров42 метров, - делают его похожим на большой драгоценный ларец. В здании два этажа. Верхняя церковь, освященная во имя Честного Животворящего Креста Господня, предназначена была служить хранилищем святынь. Кажется, у этой церкви вовсе нет стен - одни окна, полностью занятые витражами. При высоте свода более 20 метров окна занимают 15. Окна не только являются источником света, постоянно господствующего в Часовне, но и уникальным, самым большим в мире шедевром витражной живописи. Пятнадцать витражных окон, занимающих около 600 квадратных метров, содержат более 1000 библейских сюжетов. в длину, 17 в ширину, при высоте более

Вместе с Венцом и частью  Честного Креста здесь хранился также один из Гвоздей, вбитых при распятии в тело Христа. Терновый Венец и другие святыни были помещены в серебряно-вызолоченном ковчеге, так называемом «Большом реликварии», два с половиной метра в длину. Первоначально «Большой реликварий» находился над престолом, позже для него соорудили особую платформу.

Во Франции Терновый Венец проявлял свою благодатную силу. Он прославился такими громкими чудесами, которые памятны до сих пор. В 1244 г. Людовик IX заболел, и все уже потеряли надежду на его выздоровление. Он впал в беспамятство, и был момент, когда, думая, что он умер, его накрыли простыней. Тогда мать короля Бланка Кастильская приказала принести Терновый Венец Спасителя и другие святыни. Их приложили к королю, он зашевелился и произнес: «Милостью Божией меня посетил с вышины Восток и воскресил меня». С этого момента он стал выздоравливать. А сестра Блеза Паскаля, выдающегося математика, физика, религиозного философа, писателя, будучи безнадежно больна, внезапно исцелилась, когда прикоснулась к одному из шипов Тернового Венца. Случившееся сильно потрясло ученого: наука для него обесценилась, он уверовал в Бога и посвятил себя духовным изысканиям. Удалившись в 1655 г. в Пор-Рояль, монастырь, бывший центром противостояния упадку нравственности, он предался молитве и религиозным размышлениям, стал аскетом. После себя он оставил много сочинений, которые представляли собой части большого творения в защиту «единственно истинной христианской религии», в 1669 г. они вышли в свет под заглавием «Мысли г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах». Это чудо даже засвидетельствовано католической церковью, потому что Паскаль слишком известный ученый, он вращался в обезверенном свете, и оказался одним из немногих верующих в этой среде.

В годы Великой французской революции (1789—1794 гг.) Святая Часовня была закрыта, ковчег и драгоценные оклады были переплавлены, а святыни переданы якобинцами в музей - Кабинет древностей Национальной библиотеки. Разница церковного почитания и музейного осмотра святынь заключается в том, что в музее мы созерцаем объект, предмет истории, вспоминаем, переживаем, но ничего больше не можем получить. Святыни в храме - другое дело. Они нужны нам не только потому, что имеют отношение к Спасителю, святым, а еще и потому, что, молясь пред ними, мы верим, что наши молитвы доходят до Бога, и надеемся быстрее получить на них ответ. И чем больше молитв обращено к Богу перед святыней, чем больше откликов на них свыше, тем значительнее для нас и зримее мощь святыни.

Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу, но с тех пор хранятся не в Святой Часовне, а в соборе Парижской Богоматери ((Нотр-Дам де Пари). Французская революция чуть было не уничтожила этот памятник, он был уже включен в список зданий, подлежащих сносу. В 1804 году храм был заново освящен, - специально для коронации Наполеона I, - папой Пием VII. С того же времени хранится в соборе главная святыня Франции - Терновый Венец. В 1806 году Терновый Венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора.

Исторический Терновый Венец Спасителя заключен в запаянный круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Тернового Венца. Во время Французской революции терновое плетение из предосторожности было разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части Венца благополучно сохранились.

В сокровищнице находятся и выполненные для него ковчеги-реликварии, сами по себе представляющие большую художественную ценность. Первый, сделанный сразу после передачи Тернового Венца в собор, напоминает по форме царскую державу. На треугольном основании три ангела поддерживают руками большую сферу, символизирующую земной шар. На вершине сферы - коленопреклоненная Вера, держащаяся рукой за крест, и лев, символ «колена Иудина». На кресте надпись: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша». В сокровищнице хранится также другой ковчег-реликварий, изготовленный архитектором и художником Виоле-ле-Дюком, руководившим реставрацией собора в шестидесятые годы XIX века. Он выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым Венцом: равноапостольной Елены, императора Латинской империи в Константинополе Балдуина II и Людовика IX, держащего в руках доставленную в Париж святыню.

Сам Терновый Венец представляет собой сплетенный пучок терновых прутьев, без шипов, разошедшихся еще в древности по храмам и монастырям, с несколькими добавленными веточками зизифуса (ароматического растения ююба). Он обычно хранится в сейфе и не выставляется. Его выносят для поклонения верующим в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня. В сокровищнице содержатся и другие реликвии Людовика IX: так называемый Палатинский крест, содержащий частицы Животворящего Древа Креста Господня и один из крестных гвоздей Спасителя. Гвоздь хранится внизу креста-реликвария, под стеклом, а семь частиц Животворящего Креста - в верхней части, за золотой пластиной с греческой надписью, удостоверяющей первоначальную принадлежность святыни византийскому императору Мануилу Комнину (XII век). В Страстную пятницу с 10 до 17 часов они также выносятся для поклонения. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Одна веточка Тернового Венца находилась в соборном храме монастыря Гластонбери в Англии. Это одна из немногих реликвий, уцелевших от древних святынь Британии после разрушения и осквернения храмов и монастырей в XVI веке фанатиками-протестантами. В настоящее время она находится в монастыре Стенбрук. Известно, что ковчег-реликварий, в форме Тернового Венца на серебряной подставке, и сама святыня долгое время существовали порознь. Но в XVII веке монах Петр передал в храм обретенную им святыню, а позже женщина по имени Августина принесла и ковчег-реликварий. Оба они происходили из западной части страны, и святыни могли передаваться в их семьях из поколения в поколение.

Терновые шипы, а их было 62, в качестве дара еще в древности отправлялись монастырям и храмам различных христианских стран. В настоящее время из шипов от Тернового Венца два, хранящиеся в ковчеге-реликварии в форме Тернового Венца, находятся в Риме, в церкви Святого Креста Иерусалимского (Санто Кроче ин Джерузалемме), и один, в таком же реликварии, в сокровищнице базилики святителя Николая в Бари (Италия).

На православном Востоке части Тернового Венца хранятся на Святой Горе Афон в древнейшем кресте-ковчеге в Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского и в Хиландарском монастыре в особом драгоценном ковчеге, в котором хранится крест из Древа Креста Господня, а по сторонам его в серебряных ковчежцах с цепочками святыни, которые носили на себе Сербские цари.

В России часть Тернового Венца хранится в ковчеге XIV века, известном как «Большие Страсти Спасовы», так как он посвящен Страстям Христовым и содержит частицы реликвий, связанных со Страстями Христовыми, в том числе и часть Тернового Венца. Ковчег изготовлен по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых, привезенных в 1383 годуархиепископом Суздальским Дионисием  из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах. В центре ковчега размещена частица Животворящего Креста, а вокруг неё - шестнадцать маленьких ковчежцев с окошками из слюды, в которых расположены остальные реликвии. Вокруг ковчежцев сделаны надписи о их содержимом. Ковчег являлся одной из главнейших родовых святынь московских правителей. С XV в. ковчег хранился в царской моленной комнате, а во второй половине XVII в., в царствование Феодора Алексеевича, был перенесен в Благовещенский собор Кремля и являлся одной из главнейших его святынь. Он выносился из алтаря для поклонения за всенощным бдением13 сентября, в праздник Положения пояса Богородицы в Халкопратиях, 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и во время Великого поста, в субботу накануне Крестопоклонной недели. Ковчег архиепископа Дионисия ныне хранится в музеях Московского Кремля. только трижды в году:

Доставленный в Биробиджан золоченый ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Спасителя выполнен во Франции в 1886 году. Он представляет собой Терновый Венец в лучезарном сиянии на литой четырехугольной подставке с изображением двух ангелов. Вверху по-латыни сделана надпись: «ADVENIAT REGNUM TUUM» - «Да приидет Царствие Твое»; внизу – «EM. DUMAS Cure 1886 / YONNET Pere Tresorier». Внутри Тернового Венца за стеклом другой, малый, серебряный ковчег, так же изображающий Терновый Венец, внутри которого помещен шип Тернового Венца Спасителя с надписью: «S-te Couronne d' epines» - «Святой Терновый Венец». С оборотной стороны малый ковчег запечатан красной сургучной епископской печатью, подтверждающей подлинность хранящейся в нем святыни.

Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия


Слово Первосвятителя

12 апреля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в день праздника Светлого Христова Воскресения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве
7 апреля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА во вторник Страстной седмицы и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля
22 февраля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Прощеное воскресенье на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в шестую годовщину интронизации в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве
21 января 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА за Божественной Литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы перед началом работы XXIII Международных Рождественских образовательных чтений
© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru