Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Выставка образцов церковной вышивки золотом, серебром и лицевым шитьем XVIII – XX вв. «Живопись иглой»

Выставка образцов церковной вышивки золотом, серебром и лицевым шитьем XVIII – XX вв. «Живопись иглой»

С 10 сентября 2006 г. по январь 2007 г. в конференц-зале Биробиджанской епархии прошла выставка церковного шитья "Живопись иглой". В четырех стеклянных витринах разместились образцы вышивки золотом, серебром и лицевого шитья XVIII – XX веков. Посетители выставки смогли ознакомиться с различными видами церковной вышивки, образцами старинных тканей, с техникой плетения бисером.  Многие предметы, которые находились на выставке, не смотря на их почтенный возраст, до сих пор употребляются во время Богослужений.

Особое внимание обратили на себя древняя Плащаница, выполненная во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, воздух с изображением Воскресения Христова и святителей-литургистов, стакан, вышитый мельчайшим бисером в годы гонений на Церковь братией мужского Высоцкого монастыря города Серпухова и завершенный после его закрытия монахинями соседней Владычней обители, детали архиерейского облачения, искусно выполненные  современными мастерицами, хранительницами древних традиций.

Вышивание – одно из древнейших рукодельных искусств, оно имеет глубокие исторические корни. Колыбелью его был Восток. В Азии вышивка получила распространение гораздо раньше, чем стала известна грекам и римлянам. Изобретение вышивания золотом некоторые источники приписывают фригийцам (Фригия – древняя страна в северо-западной части Малой Азии, существовавшая в X—VIII вв. до н. э.). Греки связывают появление вышивки с Афиной Палладой — богиней войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесел. В «Одиссее» Гомера можно встретить частые упоминания о простых рукодельницах и мастерицах богинях: «И голосом звонко-приятным богиня пела, сидя с челноком золотым за узорною тканью». Великолепный плащ Одиссея был украшен спереди золотым шитьем.

В 522-486 годах до н. э. государством Ахеминидов, объединявшем большинство стран Ближнего и Среднего Востока, управлял царь Дарий I. В его персидскую армию входила гвардия из десяти тысяч отборных воинов. Древнегреческий географ и историк Страбон в своих работах описывает удивление греков, увидевших во время военных походов одежду персов, покрытую золотым шитьем и драгоценными камнями.

Достоверно известно, что римляне познакомились с золотым шитьем через пергамского царя Атталу (Пергамское царство – государство в северо-западной части Малой Азии, существовавшее в 283-133 годах до н. э.), поэтому первые вышивки назывались атталинскими.

В странах Западной Европы золотое шитье известно также с незапамятных времен, но особенно ярко и пышно стали украшать им женскую и мужскую одежду в эпоху Возрождения, вплоть до начала XVIII века. Богатейшая золотая вышивка, кружева, драгоценные камни сияли на одеждах аристократии. Особым богатством и великолепием выделялись королевские дворы. Описывая встречу короля Франции Франциска I и английского короля Генриха VIII, современник отмечает, что «на Генрихе VIII была надета удивительно драгоценная одежда из травчатой серебряной парчи, густо протканной золотом, ниспадавшая широкими и упругими складками». В XVII—XVIII веках золотое шитье процветало преимущественно в Испании, Италии, Франции, Германии. Этим видом рукоделия занимались в основном профессиональные золотошвеи. Считалось, что для достижения совершенства в этом виде искусства требуется не менее девяти лет кропотливой работы и учебы, поэтому в частных домах золотым шитьем занимались редко. В монастырях и специальных мастерских золотым шитьем украшали литургические ткани (лицевые пелены, плащаницы, покровцы, воздухи), облачения священнослужителей, придворные и военные мундиры. Позже в Европе вышивание шелком и золотом стало менее распространенным, одно время оно было почти вытеснено вышиванием по белым тканям белой гладью. На Востоке же, в Китае и Японии, золотая вышивка процветала всегда.

Точно неизвестно, когда вышивание появилось в России. Находки археологов относятся к IX—XII векам. Дошедшие до нас письменные документы (упоминания в летописях, вкладные надписи в монастырях) позволяют говорить об умении женщин вышивать золотом и серебром уже в X веке. А одной из самых, пожалуй, древних вышивок, найденных на территории нашей страны, являются седельные покрышки с вышитыми фигурами зверей из Пазырыкских курганов на Алтае, относящиеся к V—III векам до н. э. Они хранятся в Эрмитаже.

Искусство вышивания высоко ценилось и входило в круг образования и обязательных занятий женщин. Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель. В Древней Руси каждая женщина должна была уметь шить и вышивать. Профессия русской женщины быть рукодельницей. «А которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить, или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками...» — учит «Домострой», свод житейских правил и наставлений XVI века. Иностранцы, приезжавшие в Россию, восхищались умением женщин хорошо шить и прекрасно вышивать шелком и золотом. Шведский дворянин Петерей, бывший в России при дворе Бориса Годунова и Лжедмитрия I, а затем при Василии Шуйском, писал, что жены самые знатные сидят в своих светелках запертыми и шьют или вышивают. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские — «светлицы», где работали вышивальщицы. Часто возглавляла светлицу хозяйка дома - сама искусная мастерица. Славились своими работами мастерские женских монастырей. Прекрасные произведения золотого и лицевого шитья вышли из великокняжеских мастерских, получивших с середины XVI века название «царицыных светличных палат». Образцы шитья сохранились до нашего времени.

В специальной Мастерской палате Кремля портные и скорняки шили царскую одежду. Разумеется, она была самая богатая и роскошная. Царские одежды расшивали золотым шитьем, украшали золотосеребряным кружевом, жемчугом и драгоценными камнями. Все это стоило огромных денег.

Искусство вышивания на Руси достигло высочайшего уровня. Прекрасные мастерицы золотошвеи создавали удивительные по красоте и изяществу узоры, которые превращали любую вышитую вещь в произведение искусства.

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: «Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы строго делились на девичьи и женские. Девичьи оставляли волосы открытыми, а женские обязательно полностью закрывали их. Ходить с непокрытой головой считалось большим грехом и позором.

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники – это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки.

Вышивала я платок.

Золотые коймы,

Вышивала, говорила:

«Люби, милый, помни!»

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

«А сама-то величава, выступает, будто пава» – так словами Пушкина можно сказать о женщине Древней Руси. Почти все ее одежды были широкие, длинные, сшитые из тяжелых тканей на подкладке, украшенные металлическим золотым шитьем, жемчугом. Иногда костюм боярыни весил 15—20 кг. При такой одежде женщина была малоподвижна, ступала плавно и горделиво, как царевна Лебедь. Поэтому, наверное, в былинах, сказках, рассказах о тех временах женщину называют ласково «лебедушкой», «павой».

Сохранившиеся образцы русского средневекового шитья — церковные одежды, лицевые пелены, покровы, плащаницы, воздуха, покровы, драгоценные царские и княжеские облачения, расшитые золотом светские одежды, праздничные народные костюмы и головные уборы принадлежат к шедеврам декоративного искусства. В XVII—XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII—XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка. Их изделия — участники многих крупнейших всемирных выставок. В середине XIX века ими восхищались в Лондоне, в начале XX века – в Париже и Турине. Сегодня с трудом можно найти в некоторых художественных салонах работы торжокских золотошвей, но это традиционно великолепно вышитые вещи – панно, сумочки, брошки, пояса.

Также заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные в конце XIX века мастерицами Ивановского и Новодевичьего монастырей в Москве. Два парадных платья с золотым шитьем, изготовленные ими, с успехом экспонировались в 1893 году в Чикаго.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох. Произведения шитья ценились очень высоко и веками бережно хранились, передаваясь из поколения в поколение. Золотое шитье — очень сложный и в то же время красивый и эффектный вид вышивки, требующий тщательного и кропотливого исполнения.


© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru