Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Албазинская икона Божией Матери

Чудотворный Албазинский образ Божией Матери, именуемый «Слово плоть бысть», является главной святыней всего Дальнего Востока.

Он прославился в Приамурском крае в XVII веке, в период завоевания и заселения Даурии. Свое название икона получила от русского Албазинского острога, основанного Е. А. Хабаровым в 1651 г. в 50 верстах от слияния рек Шилки и Аргуни на левом берегу реки Амур, на месте поселения  разгромленного казаками местного князя Албазы (современное село Албазино Амурской области).

В 1663 г. при Киренском остроге иеромонахом Гермогеном (+1690г.) был основан Усть-Киренский Троицкий мужской монастырь, в котором находился чудотворный образ Божией Матери «Слово плоть бысть». Зимой 1665–1666 г. отряд казаков Никифора Черниговского окончательно укрепился в сердце Приамурской Православной цивилизации - легендарном Албазинском остроге. Казаки не мыслили оказаться в неизведанной стране, в дикой Даурии, без духовного окормления. В дальний путь отправился с казаками старец игумен Гермоген. Он принес с собой на Амур, в Албазино, чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», которая впоследствии стала называться Албазинскою. Царица Небесная приняла под Свой покров новую российскую окраину. В 1671 г. после устроения отцом Гермогеном Албазинского мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса на левом берегу Амура в урочище Брусяной Камень, недалеко от крепости Албазин, образ был перенесен туда. 10 июня 1685 г. Албазинский острог, в котором жило 450 русских воинов, был осажден 15 тысячами китайских солдат. После неудачной попытки овладеть штурмом крепость, китайцы подожгли деревянные стены острога. Гарнизон покинул крепость, унося с собой знамена и святыни, в том числе и Албазинскую икону, как вдруг совершилось чудо: неожиданно китайцы «наспех, днем и ночью» стали отступать, даже не уничтожив засеянные русскими поля. После сдачи острога 26 июня 50 казаков с семьями были уведены в Пекин. Сопровождавший их священник Максим Леонтьев взял с собой церковную утварь и икону святителя Николая («Николы Можайского»). Китайский император, восхищенный мужеством албазинцев во время осады острога, сформировал из них гвардию для охраны императорского дворца, передал им участок земли и ламаистский храм для совершения православных богослужений. В результате осады Манчжурами в 1685 г. Спасская обитель была разрушена, и старец Гермоген, тогда уже архимандрит, возвращаясь в основанный им Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный Албазинский образ в Сретенске на реке Шилке.

В середине XIX века, после подписания Айгунского договора России с Китаем в 1858 г., наступило время укрепления Российского государства на дальневосточных рубежах. Переселенцы приезжали в новоосваиваемый край со всех частей огромной Российской Империи. Преодолеваемый ими дальний путь был связан с большими трудностями и опасностью. Уповая на милость Божию, усердствовали путешественники к молитве, неся в сердцах своих образы тех святых чудотворных икон, к которым с рождения привыкли в своих родных местах. И все это многообразие икон нашло свое благодатное отражение в чудотворной Албазинской иконе Божией Матери, через которую Царица Небесная многие годы покровительствовала первопроходцам.

В 1868 г. Преосвященным епископом Вениамином (Благонравовым), назначенным управлять Камчатской епархией, чудотворный образ был перенесен в кафедральный собор г. Благовещенска. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященнейшим Вениамином, Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, июня 25 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

Почитание чудотворной иконы росло год от года и увенчалось тем, что при Преосвященном епископе Гурии (Буртасовском), осенью 1885 г. Указом Святейшего Правительствующего Синода был учрежден праздник в честь Албазинской иконы Божией Матери, который ежегодно стал отмечаться 9 (22) марта. В этот день в кафедральном соборе и других храмах епархии служились праздничные литургии и молебны. С этого времени начались еженедельные чтения акафиста перед чудотворной иконой, была составлена особая молитва, которая читается и по сей день. Преосвященный Гурий, проведший до принятия архиерейского сана несколько лет на амурской земле в качестве ректора Благовещенской Духовной семинарии, более других архипастырей был знаком с теми невзгодами, скорбями и лишениями, которые приходилось переносить переселенцам вдали от родных обжитых мест, среди многочисленных сектантов, которые ссылались в Приамурский край из центральных регионов России, и язычников, издревле населявших этот край. Он видел и знал, как трудно переживаются эти невзгоды, когда мятущемуся духу не на чем остановиться, некому излить скорбь и тоску наболевшей души, знал, что нет в этих случаях ничего благодатнее, действеннее Небесной помощи. Преосвященный Гурий понимал, какую твердую религиозно-нравственную опору даст православным, обратив взоры и сердца их к Владычице мира, Своею благодатию пребывающей в чудотворной иконе Её Албазинской. Личное усердие Преосвященного Гурия в этом святом деле было поддержано содействием архиепископа Вениамина (Благонравова), возглавившего после своего отъезда из г. Благовещенска Иркутскую епархию. Народ со священным восторгом и радостью встретил призыв Архипастыря к более усердному чествованию святой иконы.

Чудотворящая многие века святая икона с каждым годом все более прославлялась новыми чудесами, происходящими по горячей молитве к ней. Так, уже с осени 1885 года пошли на убыль, а вскоре и вообще прекратились страшные эпидемии дифтерита и скарлатины, уносившие множество жизней. Черные флаги над домами, в которых находились больные, прежде наводили ужас на горожан. Заступничеством Пресвятой Богородицы и по усердным молитвам к Ней смертоносная опасность миновала. А в 1895 году чудотворная икона явила чудеса во время эпидемии язвы, поразившей город. Так как святая Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть», изображает чревоношение Богоматерью Богомладенца, то было замечено, что особенно проявляется благодатная помощь по усердным молитвам за беременных женщин во время их чревоношения и родов. Преосвященный Гурий сам стал непосредственным свидетелем чуда избавления в 1885 г.его сестры от смертельной опасности во время родов. Именно во время его чтения с сердечной умилением и благоговением акафиста пред чудотворной иконой больная благополучно разрешилась от бремени здоровым ребенком.
Есть многочисленные свидетельства о подобных исцелениях и в наши дни, когда по просьбам верующих отверзались в храме Царские врата и служились молебны о здравии носящих во чреве и рожениц с чтением акафиста перед чудотворной иконой Албазинской Божией Матери или перед её списками.

При Преосвященном Гурии получила начало традиция крестных ходов с чудотворной иконой по городу. Со святой иконой торжественно ходили по улицам Благовещенска, заносили в дома, жители которых нуждались в укреплении и исцелении, проносили ее над больными. Очень часто при этом происходили исцеления или облегчения страданий болящих. Чудеса, происходящие по молитвам верующих у чудотворной иконы и при посещении ею домов, быстро становились известными православным христианам не только в городе, его окрестностях, но и далеко за его пределами по всему Приамурскому краю. Вскоре было положено начало и многодневным путешествиям святыни в те села, из которых к Преосвященному Владыке приходили письменные просьбы о принесении чудотворной иконы и общественного совершения молебных пений перед нею для решения возникающих проблем в жизни селян и духовной помощи. Так, в 1889 г. образ явил свою благодатную силу во время мора в с. Бабстове. Но особое чудо произошло в 1900 г. В Китае шло «восстание боксеров», докатившееся до Российских границ. Девятнадцать дней обстреливали китайцы Благовещенск, и все это время в кафедральном соборе шли службы и читались акафисты перед чудотворной иконой. По словам Китайцев, перейти очень сильно обмелевший в том году Амур им помешала «шибки белая» женщина, которую они видели на берегу, а иногда и над городом. Женщина эта внушала страх и лишала снаряды силы. После того, как китайцы отступили, на городском соборе не было найдено ни одного повреждения от пуль и снарядов.

В1902 году по благословению Преосвященного епископа Никодима (Бокова) частичные посещения святой иконою Албазинской по просьбам жителей отдельных селений впервые вылились в более масштабные путешествия, охватывающие обширные районы Приамурского края, и сделались делом общеепархиальным. С этого времени ежегодно до революционных лихолетий износилась после праздника Святой Троицы чудотворная святыня из Благовещенского кафедрального храма и до середины осени крестными ходами посещала множество сел Приамурского края. Ежегодный крестный ход с Албазинской иконой Божией Матери был единственным традиционным и значимым в Приамурье. Радость и духовный подъем были огромны. Так освящалась земля Приамурская.

Чудесным можно считать и спасение Албазинской иконы в годы безбожной Советской власти. В 1924 г. кафедральный собор в Благовещенске сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске. Здесь, в запасниках музея, икона сохранилась неповрежденной. В конце 1990 г. чудотворная Албазинская икона была возвращена Русской Православной Церкви и перенесена в кафедральный собор г. Благовещенска.

mol1

mol2


© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru