Чтимый список XIX века афонской чудотворной иконы Божией Матери
доставлен в Биробиджан в связи со 150-летием прославления чудотворного образа
Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря 1863
г.).
В
икону вставлены ковчежцы со святыми мощами великомучеников Георгия Победоносца
и Никиты Воина, преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия и
мученицы Татианы.
Обстоятельства первоначального происхождения образа Пресвятой
Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы
свидетельствует о том, что она очень древняя. Икона «В скорбех и печалех
Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на
ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский
на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов,
преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий Великие, Савва Освященный, святители
Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. В икону вставлено шесть небольших
ковчежцев с частицами святых мощей, среди которых мощи преподобномучеников
Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия.
Известно, что икона принадлежала прославленному в лике святых
Святейшему Вселенскому Патриарху Афанасию III (Пателларию), с которым она
побывала во всех скитаниях и путешествиях святителя и в 1653 году вместе с ним
впервые прибыла в Россию. Святитель скончался на пути во время одного из своих
путешествий в Россию в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре Полтавской
епархии в 1654 году и по обычаю восточных патриархов был погребен сидящим на
троне. В таком положении его нетленные мощи, ныне пребывающие в Благовещенском
кафедральном соборе г. Харькова, и были обретены в 1662 году.
По преставлении святителя Афанасия икона была доставлена в
Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был
открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде
митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от
обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на
Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года
последовало открытие этого скита, иеросхимонах Виссарион благословил братию образом
со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».
Прославление этого образа совершилось в России, в Вятской
губернии, в 1863 году, когда в город Слободской этой губернии прибыл с Афона
для сбора пожертвований иеромонах Паисий, привезший с собой икону Богоматери «В
скорбех и печалех Утешение». Этот древний образ был украшен богатой серебряной
с позолотой ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери. Он был помещен в
женском Христорождественском монастыре, в храме Рождества Христова. Жители
города Слободского и днем и ночью спешили поклониться чудотворному образу.
Когда иеромонах Паисий вместе со святым образом уже собирался возвратиться на
Святую Гору Афон, благодать Божия изволила прославить икону Богоматери
чудотворениями.
Первым чудом, совершившимся у иконы Пресвятой Богородицы, стало
исцеление 18-летнего немого юноши
Это был сын священника из села Вырмыжское Вятского уезда Николая
Неволина Владимир, учащийся духовного училища.
В конце 1857 года во время Рождественских каникул он гостил на
святках у своего родственника. При выходе из церкви от утренней службы он имел
хорошо сохранившееся в его памяти видение. Некто в образе человека на паперти
церковной дал ему приказание нечто написать его отцу священнику, и скрылся, сказав,
что он может пострадать, если не исполнит этого приказания. Тогда он не обратил
на это видение должного внимания и приказания не исполнил, не открыв о нем
никому. В последующее время он был не совсем здоров и чувствовал горячечные
припадки с бредом, а после этого боль в ногах.
Через год, приехав из училища к тому же родственнику на Сырной
неделе, в первый день Великого поста во время утренней молитвы он вновь имел
видение. Один из трех явившихся ему светоносных мужей упрекнул его за
неисполнение прежде данного приказания и предрек ему немоту и глухоту. Это
видение очень напугало Владимира, и он сразу же рассказал о нем своей сестре. В
тот же день он почувствовал, что лишился голоса, затем вскоре ощутил
покалывание в языке и, наконец, оказался немым. Только тогда он письменно
сообщил своему отцу о своих видениях и обо всем, происшедшем с ним. Опечаленный
отец целый год лечил мальчика, но язык больного оставался без движения.
Владимира Неволина осматривал вятский врач Г. Карцев, который назвал его болезнь
параличом языка.
Беспокоясь о судьбе сына, отец отдал его учиться живописному
искусству иконописцу Пашкину в г. Слободской. Здесь его осматривал окружной
слободской врач Г. Вакуловский, который признал его действительно больным.
Зная, что медицинские средства против такой болезни малоэффективны, он не
прописал ему никаких лекарств. Владимир терпеливо переносил свое горе и через
два года уже хорошо владел кистью живописца.
Кроме Владимира, у Пашкина было еще два ученика. Один из них, Иван
Вершинин, узнав о принесенной с Афона иконе Богоматери, очень хотел отслужить
перед ней молебен. Он пригласил и своих товарищей помолиться перед святыней. Те
с радостью согласились и утром 18 ноября вместе поспешили в обитель. Но святая
икона с раннего утра была вынесена из храма для служения перед ней молебнов в
домах жителей города. Целый день живописцы следовали за иконой, и только после
вечерни им удалось исполнить свое намерение.
Когда иеромонах Паисий вернулся с иконой в церковь, совершил
молебен и они начали прикладываться к образу, то вдруг произошло дивное
знамение милости Пресвятой Богородицы. Едва Владимир коснулся своими устами Ее
образа, как почувствовал, что с ним происходит нечто необычайное. Живописцы
вернулись домой и сели за свою работу. Вместе с Владимиром в одной комнате
находился брат хозяина Гавриил. И вот, смотря на него с задумчивостью, Владимир
вдруг сказал:
— Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!
Когда он произнес эти слова, то сам ужаснулся и с удивлением
спросил Гавриила:
— Неужели я говорю?
Гавриил же был так поражен всем происшедшим, что мог только
сказать ему:
— Молись, молись, Володенька.
Со слезами благодарил Владимир Господа и потом немедленно снова
поспешил в обитель воздать благодарение
Богоматери. Радости отца, родных и самого исцеленного нельзя было и описать.
Будучи немым в продолжение шести лет, он стал свободно владеть языком и говорить легко и чисто.
После этого к образу началось настоящее паломничество. Многие
страждущие богомольцы получали от святого образа исцеление и утешение в своих
скорбях и печалях. В воспоминание первого исцеления от иконы, совершенного над
немым юношей 19 ноября (2 декабря н. ст.) и было установлено празднование в
честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы.
Затем святая икона с почестями была перенесена в женский
Преображенский монастырь г. Вятки, а в г. Слободском остался точный список с
чудотворного образа, выполненный тем самым исцеленным 18-летним юношей. Еще
больше прославился образ Богоматери, когда его перенесли в Вятку.
Отправляясь на Афон, иеромонах Паисий взял с собой и чудотворный
образ, а в Преображенском монастыре оставил список чудотворной иконы.
27 марта 1890 года святыня во второй раз была
доставлена со Святой Горы Афон в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в
Благовещенском соборе при подворье Афонского Андреевского скита. В самой
обители была оставлена его точная копия. Многие жители северной столицы России
денем и ночью спешили поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда
так же изволила прославить икону Богоматери многочисленными чудотворениями.
|