Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Епархиальная жизнь arrow Слово первосвятителя arrow 12 июля 2014 г. Слово Святейшего...
12 июля 2014 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — праздником, который по своему уставу, по своему значению в круге церковных богослужений приравнивается к двунадесятым. И, в отличие даже от некоторых двунадесятых праздников, перед этим днем Церковь вступает в пост, чтобы достойным образом приготовить себя к прославлению имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

А почему так происходит? Почему установлен особый литургический период времени для того, чтобы мы подготовились к празднику святых апостолов Петра и Павла? Это неслучайно. В древности пост, который мы сегодня в просторечии называем «Петровым», именовался Апостольским, и был он посвящен воспоминаниям о подвигах святых апостолов, первые из которых — Петр и Павел. Потому что подвиг апостольский несравним ни с чем, что было совершено после них в Церкви — ни с мученичествами, ни с исповедничеством, ни с благочестивой жизнью. Потому что в результате их трудов слово, которое они приняли от Спасителя, будучи Его самовидцами, распространилось по всей вселенной.

Что же находится в центре этого апостольского служения? Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. Действительно, так и было. Люди не узнали бы о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а тем более в уютной, с хорошим климатом Галилее. Если бы первая апостольская община после страданий, смерти и Воскресения Господа ушла в Галилею и осталась там навсегда — о, как бы им было хорошо! Как бы они замечательно завершили свою жизнь —в радости, в мире, в спокойствии, окруженные своими единомышленниками!

Не того требовал от Своих учеников Спаситель. Он потребовал, чтобы они пошли даже до края земли (Деян. 1:8), — и они пошли. Никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого окружения друзей — одни испытания. Апостол Павел, говоря о своей жизни, сообщает страшные детали: пять раз он был избиваем плетьми, получив без малого 200 ударов, трижды его били палками, один раз побивали камнями, стремясь умертвить. Его путешествия были связаны с испытаниями, с бурями, с нападениями от разбойников, от властей и даже от лжебратьев (см. 2 Кор. 11:21-12:9). Не было покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению. Апостол — это посланник, это свидетель, и свидетельству о Христе была отдана вся жизнь.

Но если не только с внешней стороны посмотреть на апостольское служение, но попытаться понять, что является его сердцевиной, то понять это невозможно без сегодняшнего Евангельского чтения (Мф. 16:13-19). Господь обращается к апостолам и спрашивает: за кого Меня почитают люди? Ему отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка, которому надлежало придти в мир, третьи за пророка Иеремию. И, обращаясь к апостолам, Спаситель задает им самый важный вопрос: а вы за кого Меня почитаете? И тогда Петр отвечает: Ты — Христос, то есть Спаситель, обетованный Мессия, Сын Бога Живаго.

Эти слова явились исповеданием веры. Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения. Исповедание — это не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Исповедание — это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Самого Спасителя. Исповедание есть утверждение системы ценностей, выше которых нет ничего.

Но если бы апостолы говорили только словами о Христе, о Евангельских ценностях, рассказывая людям то, что им сообщил Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы не только словом — всей жизнью своею они свидетельствовали истину слов о Спасителе. И вся жизнь апостолов, в первую очередь первоверховных Петра и Павла, была этим исповедничеством, сопровождавшимся скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся смертью — насильственной, мученической смертью.

Вот почему, говоря об исповедничестве, святитель Иоанн Златоуст говорит, что больше этой добродетели нет ничего, что исповедничество нельзя сравнить ни с чем другим. И в подтверждение приводит слова из Евангелия: кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:32). А значит, всякого, кто исповедует Христа — словом, делом, жизнью, страданием и даже смертью, — того Сын Божий будет исповедовать пред лицом Отца Своего Небесного. Какая же еще добродетель заслуживает такой награды? И прав святитель Иоанн Златоуст: нет выше добродетели. А потому нет в этом мире ничего выше и значимее апостольского служения.

Апостолы почили. А кто же продолжает это служение? Может быть, оно пресеклось? Если бы было так, то мы с вами не стояли бы в этом историческом кафедральном соборе в Петербурге. До этих мест просто не дошла бы весть о Спасителе. Последующие поколения христиан, Церковь Христова, возглавляемая епископами, наследниками и преемниками апостольского служения, продолжают это историческое странствие, в центре которого — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего.

И никогда это исповедание не было легким. Оно чаще всего сопровождалось враждебной реакцией людей, не желавших или неспособных воспринять слово апостольской проповеди. Иногда эта реакция приобретала чудовищные размеры и страшный характер насильственной борьбы с христианством. И мы знаем, как первые три века христианской истории были омрачены кровавыми гонениями.

Но ведь не пресеклось исповедничество! Не убоялись те древние епископы, священники, верующие во Христа мужчины, женщины, дети нести миру исповедание о Господе и Спасителе. Вся последующая история доносит до нас свидетельства о мученических и исповеднических подвигах. И многократно в этой истории отобразились и побитие камнями, и скорби, которые принял на себя апостол Павел, которые приняли на себя все 12 учеников Спасителя, и только один из них по особому Божиему снисхождению избег насильственной смерти — то был Иоанн Богослов.

Мы с вами члены той самой Церкви, которая была основана Господом, которая была проповедана святыми апостолами, в центре которой было самое великое и славное деяние — исповедание веры. Сегодня мы живем в условиях, когда это исповедание не сопровождается риском потери здоровья или жизни, нет никаких открытых гонений. Но не было ни одной эпохи, ни одного десятилетия за все две с лишним тысячи лет христианства, когда исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, не сопровождалось бы скорбями и трудностями. В этом смысле и сегодня наша эпоха не отличается от других, но несет в себе, конечно, совершенно иные вызовы, с которыми Церковь сталкивается на пути осуществления своего апостольского служения.

И поэтому мы постом приуготовляем себя к встрече дня святых апостолов. Каждый должен быть на их месте — и епископ, и священник, и диакон, и мирянин, потому что мы — Апостольская Церковь, и Господь от нас ждет и требует исповедничества. И чтобы быть готовыми исповедовать свою веру — словом, делом, а если нужно, то и страданиями, — мы должны быть внутренне, духовно сильными, сосредоточенными на этом апостольском подвиге.

Вот Церковь и предлагает нам поститься перед этими святыми днями празднования памяти святых апостолов, размышлять о своей великой ответственности за сохранение веры в истории рода человеческого. Верим, что и сегодня, как и в прошлом, многие и многие люди воспринимают как дело своей жизни свидетельство о Господе и в меру своих сил продолжают апостольское служение Церкви. И в этом величественном кафедральном соборе Петра и Павла мы обращаемся к ним с молитвой всех нас укрепить в верности Господу, дабы их дивный пример явился для нас примером, укрепляющим каждого в его следовании за Христом. Аминь.

© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru