Многие мечтают совершить поездки для того, чтобы приложиться к
православным святыням, разбросанным по всему миру. И в тоже время мало
кто задумывается о том, что совсем рядом с нами находятся святыни, для
встречи с которыми не нужно отправляться в дальние и дорогие
путешествия.
Такого рода «открытием» стала поездка в Биробиджан: всего пара часов отделяла нас от значимых святынь Православия.
Ночь накануне поездки выдалась бессонной: июльская жара тесно
переплелась с нарастающим волнением от ожидаемого мероприятия. Честно
признаюсь, мне в первый раз довелось совершить паломничество к
православным святыням.
Летнее небо слегка нахмурилось, наверно давало нам шанс легче
перенести поездку, смягчая острые стрелы немилосердно обжигающих
солнечных лучей.
Въезжаем в Биробиджан: на секунду мне показалось, что время тут
приостановилось или, по крайней мере, течет медленнее. За очередным
поворотом нашему взору предстал кафедральный собор города Биробиджана в
честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Убранство храма поразило своим великолепием и красотой. Подходим к
святыням, находящимся в храме, среди которых: ковчег с честной главой
святого мученика Виктора Воина (II век), ковчег с честными мощами святой
великомученицы Варвары (ок. 306 г.). «Кто приложился к мощам
великомученицы Варвары, тот без покаяния не умрет!» - слышу я голос за
спиной, когда наклоняюсь к ковчегу, и что-то радостное, невероятно
торжественное, и, в тоже время, трепетное пронизывает все мое существо.
Наша поездка была согласована, поэтому уже через несколько минут нас
радушно встретил архимандрит Иннокентий - человек недюжинного
интеллекта, наделенный блестящим даром красноречия и редкого
искрометного юмора.
Специально для нас были вынесены несколько святынь: крест-реликварий с
частью Древа Честного и Животворящего Креста Господня,
ковчег-реликварий с шипом Тернового Венца Спасителя, несколько ковчегов
с мощами святых: честная глава святого мученика Валерия (+287 г.),
кисть св. Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского, а так же
Югская икона Божией Матери.
Когда отец Иннокентий разрешил нам освятить нательные крестики на
Честном и Животворящем кресте Господнем, то мы, дрожащими руками от
нахлынувшего восторга, бережно прижимали их к великой святыне.
Надолго остался в памяти чудотворный образ иконы Божьей Матери,
именуемой Югской. Перед этой иконой молятся о мирной, спокойной и
благополучной семейной жизни, - ведь эти дарования обещала источать от
Своей иконы и веками подавала страждущим Пречистая Богородица.
Чудотворный образ был явлен в 1615 году схимнику Псково-Печерского
монастыря преподобному Дорофею и с тех пор благоговейно чтится верующим
народом.
Всякий раз, когда батюшка скрывался в алтаре, сердце сжималось от
невероятного напряжения. Радость ожидания, а отнюдь не мирское
любопытство, заставляла сердце биться чаще: какие же еще святыни скрыты
за Царскими Вратами, какая еще чудесная встреча уготована нам в эту
минуту.
На этом наше удивительное «путешествие» не закончилось. Из
Кафедрального собора мы плавно переместились в
Социально-просветительский центр Биробиджа
нской епархии, где
располагалась экспозиция епархиальной выставки «Русская Голгофа».
Выставка посвящена подвигу святых новомучеников и исповедников
Российских, памяти тех, кто через испытания и страдания пронес веру
Христову и безбоязненно отстаивал ее перед сильными мира сего.
Экспозиция выставки рассказывает о периоде кровавых богоборческих
гонений ХХ века. Среди экспонатов выставки подлинные документы, старые
фотографии, предметы, принадлежавшие страдальцам за веру.
Уже позже, сидя в чистой и светлой трапезной, мы понемногу приходим в
себя, пытаясь осмыслить увиденное. Время нашего пребывания в этом
чудесном и гостеприимном месте подходит к концу: благодарим от души отца
Иннокентия за столь радушный прием и внимание к нам.
Выходим за ограду храма, прощаясь, берем благословение, испытывая
легкую грусть и твердо обещая вернуться сюда в самое ближайшее время.
Архимандрит Иннокентий напутствует нас словами: «Езжайте с Богом».
О поездке можно написать много, но так как она была очень
насыщенной, то хочется сказать о самом главном. А самое главное для нас
должно быть не то, что происходит, а то, к чему происходящее нас
приводит, какие выводы мы можем сделать, исходя из нашего жизненного
опыта. И эта поездка тоже является своего рода жизненным опытом, который
дает нам ощущение соприкосновения с Небесным, приобщение к Божественной
благодати, укрепление духовных, душевных и телесных сил, новый импульс к
подвигу ради Христа. Испытывая все это, появляется ощущение единства
нашей Церкви. А когда мы едины во имя Христа, то и Христос посреди нас.
Автор: Юлия Шутова
По материалам сайта http://dvmolodo.ru
ИВЕРСКАЯ
Одной
из самых почитаемых святынь Благовещенского кафедрального собора г. Биробиджана
является Иверская икона Божией Матери. Прихожане относятся к ней с трепетом.
Уже много чудес явлено с момента появления святыни в Биробиджане. А появилась
она у нас чудесным образом. Вот рассказ епископа Иосифа.
«Однажды
вечером в ноябре 2003 года мы сидели с настоятелем Высоцкого монастыря отцом
Кириллом в уютной гостиной игуменского корпуса и беседовали о различных
аспектах нашей церковной жизни. Отец игумен живо интересовался, чем живет наша
юная Биробиджанская епархия, и я рассказал ему о том, с каким духовным
воодушевлением относятся наши верующие к святыням, какой духовный подъем
вызвала встреча копии Чудотворного образа Божией матери "Неупиваемая
Чаша" и ковчега со святыми мощами Святителя Иннокентия, митрополита Московского,
посетовав на то, что на Дальнем Востоке вообще мало святынь. И тогда отец
игумен сказал: "Хорошо бы и Вам привезти копию Иверской иконы с Афона. Уж
если Москва встречала новую копию Иверской многотысячными толпами, то для
Дальнего Востока это будет историческим событием". Мы тут же решили
встретиться с одним нашим знакомым, который часто бывает на Святой Афонской Горе,
и попросить его заказать там икону.
Встретиться
сразу не удалось. Наш знакомый, Олег, болел. Однако недели через две мы все же
увиделись с ним в кругу наших добрых друзей и высказали свою просьбу. Она очень
тепло была встречена и поддержана всеми. Посетовали только на то, что не
удастся заказать икону в лучшей Афонской иконописной мастерской, келии
"Белозерки", так как там слишком много заказов и иноки отказываются
принимать новые, а выполнение заказа приходится ожидать несколько лет. Но для
нас не было существенным, в какой мастерской будет выполнена икона, лишь бы она
была написана и освящена на Афоне. Олег сообщил, что наступающий Рождественский
пост он планирует встречать на Афоне, и обязательно закажет икону.
Прошло
два-три дня. Мы отмечали в Высоцком монастыре престольный праздник домового храма
игуменского корпуса - иконы Божией Матери "Скоропослушница".
Помолиться на праздник приехал и один из наших благотворителей, Дмитрий
Борисович Павлов, присутствовавший тогда при разговоре о заказе иконы.
"Произошло маленькое чудо,- скромно сказал он нам, - икону заказывать не
надо, она уже готова". Оказалось, что три года назад, во время посещения
Святой Горы, он просил в Белозерках настоятеля келии принять заказ на икону. Тот
отказался, ссылаясь на множество заказов, и этот разговор был забыт. Но вот
сейчас позвонили из Салоник (Греция), и сообщили, что тот давний заказ выполнен
и в скором времени икона будет доставлена в Москву.
"Маленькое
чудо". Маленькое ли? Я воспринял это как великое чудо Промышления
Богоматери о нашем уголке Дальней Руси. Когда еще не была учреждена
Биробиджанская епархия, а я и помыслить не мог о том, что буду совершать свое
служение на Дальнем Востоке, в Еврейской автономной области, Матерь Божия на
Святой Афонской Горе, бесконечно дорогой каждому верующему сердцу, в самой лучшей
иконописной мастерской уже готовила для нас Свою Иверскую икону, одну из самых
чтимых на Руси, в благословение, освящение, поддержку и укрепление, в залог Ее
благодатной помощи и присутствия с нами! И вот мы уже готовимся к встрече
Афонской Святыни, а в сердце уже звучат слова приветствия Пречистой: "Радуйся,
благая Вратарнице, двери райския верным отворяющая!"
Каждый воскресный день в 17 часов в Благовещенском
кафедральном соборе г. Биробиджана соборно во главе с епископом совершается
молебное пение с акафистом перед Иверским образом Божией Матери.
О древних мучениках за Христа
Недалеко
от Биробиджана в селе Валдгейм Биробиджанской района в маленьком, но очень
красивом храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
хранится ковчег с частями мощей древних мучеников, пострадавших за Христа в
эпоху языческих гонений на христиан в I - IV веках. Необычные имена древних мучеников ничего не говорят
современному человеку об их подвиге стояния за веру. Но за каждым из этих имен
– пролитая кровь, непоколебимое мужество и терпение в страданиях, и отданная за
Христа жизнь. Чтобы представить, что происходило в эту эпоху, приводим рассказ
очевидца:
Евсевий Памфил, епископ Кесарийский, римский
историк (263—340 гг.).
Из слова «О святых мучениках».
Повсюду был развешан
императорский указ, повелевавший разрушать церкви до основания, а Писание
сжигать, и объявлявший людей, державшихся христианства, лишенными почетных
должностей. Гонение началось в войсках. За ним последовали и другие
распоряжения: предписывалось всех епископов заключить в тюрьму, а затем всякими
средствами заставить их принести жертву. Тогда многие из них мужественно
претерпели жестокие мучения; каждый выдержал попеременно разные виды пыток:
одного мучили бичеванием, другой терпел невыносимые страдания от дыбы и
"когтей" и обрели горестный конец жизни.
Тысячи христиан повсюду показали
изумительное мужество в исповедании веры.
Одного человека привели на
площадь и велели принести жертву; он отказался. Его велели раздеть, подвесить и
сечь по всему телу бичами. Он терпел, хотя кости его уже были видны; и вот
составили смесь из уксуса с солью и стали поливать уже помертвевшие части тела.
Он презрел и эти страдания; тогда притащили на середину железную решетку,
подложили под нее огонь и стали жарить то, что оставалось от его тела, так, как
жарят мясо, приготовляемое в пищу, не целиком, чтобы он сразу не скончался, а
по частям: пусть умирает медленно. Мученик не сдался и победоносно испустил дух
среди мучений.
Не меньшими были и страдания
других. Большая часть императорской челяди после многоразличных подвигов были
удавлены.
Епископ был обезглавлен за
свидетельство о Христе. К нему присоединился целый сонм мучеников. По повелению
императора христиан стали избивать поголовно без разбора: одних закалывали
мечом, другие кончали жизнь на костре. Мужей вместе с женами кидали в костер.
Множество людей палачи привязывали к лодкам и топили в морской пучине.
Повсюду попали в заключение тысячные
толпы; тюрьмы, построенные издавна для убийц, были теперь полны епископов,
священников, диаконов, чтецов; места для осужденных за преступление не
оставалось. Упорствовавших приказано было терзать всяческими пытками.
Эти борцы за веру стойко
переносили длительное бичевание и сразу же после него состязание с кровожадными
зверями! С изумительной выдержкой встречали они нападение любого зверя:
леопарда, медведя, дикого кабана, быка, разъяренных от прижигания каленым
железом. Плотоядные звери долго не осмеливались ни прикасаться, ни даже
подходить к телам людей, возлюбленных Богом, а кидались на тех, кто, стоя за
ареной, их дразнили. Святые борцы одиноко стояли, обнаженные, и, как им было
приказано, размахивали руками, привлекая зверей на себя, но звери к ним даже не
прикасались. А иной раз звери устремлялись на них, но, как бы удерживаемые
Божественной силой, отходили вспять.
Можно поражаться стойкому
терпению святых и непоколебимой твердости этой молодежи. Юноша стоял без оков с
крестообразно распростертыми руками, погруженный в молитву душой спокойной и
бестрепетной; он не сходил с места, где стоял, а медведи и леопарды, дыша
свирепостью и смертью, почти касались его тела, и только Божественная
невыразимая сила, заставляла их не разевать пасть и отбегать вспять.
Других бросили разъяренному быку.
Он поднимал на рога подходивших к арене и, подбросив их, истерзав, оставлял
полумертвыми, но, устремившись на святых мучеников, он, грозный и свирепый, не
мог к ним и подойти. Он бодал рогами и бил копытами то там, то здесь;
разъяренный от прижигания каленым железом, дышащий яростью и гневом, он был
отброшен Божественным промышлением и не нанес им никакого вреда; пришлось
выпустить на них других зверей. В конце концов, после того, как их кидали
разным страшным зверям, их закололи мечом.
Тысячи людей - мужчин, женщин,
детей, презрев эту временную жизнь, вытерпели за учение Спасителя нашего смерть
различного рода: одних после "когтей", дыбы, жестокого бичевания и
множества разнообразных пыток, о которых и слушать страшно, предавали огню;
других топили в море; иные мужественно подставляли свои головы под мечи
палачей; некоторые умирали в пытках; иных уморили голодом, других распинали -
или как обычно распинают преступников, или более жестоким образом, пригвождая
головой вниз и оставляя в живых, пока они не погибали от голода на самом
кресте.
Пытки и страдания, которые
вынесли мученики, превосходят всякое описание. Их терзали "когтями" и
раковинами, пока они не расставались с жизнью; женщин, привязав за одну ногу,
поднимали с помощью каких-то орудий в воздух головой вниз, совершенно
обнаженных, ничем не прикрытых - зрелище для всех глядевших и позорнейшее, и по
своей жестокости бесчеловечнейшее. Других привязывали к веткам деревьев: с
помощью каких-то приспособлений две самые крепкие ветки притягивали одну к
другой, привязывали к каждой ногу мученика; затем ветки отпускали, они
принимали свое естественное положение, и человек был раздираем пополам. Все это
творилось не несколько дней, не в течение короткого времени, а длилось
долгие-долгие годы. Иногда в один день сразу бывало убито сто человек: мужчин,
детей, женщин, которые скончались после разнообразных пыток, сменявших одна
другую.
В один день разом гибло множество
людей: у одних рубили головы, других жгли на костре; мечи, которыми убивали,
тупились, железо ломалось; уставали сами палачи, сменявшие друг друга. Еще
читали приговор одним мученикам, как уже со всех сторон к судейскому помосту
сбегались другие люди и объявляли себя христианами, не беспокоясь о пытках,
ужасных и разнообразных; бесстрашно, они с радостью, с улыбкой и благодушием
принимали смертный приговор и до последнего вздоха пели благодарственные гимны
Творцу. Это были удивительные люди, но особого удивления заслуживают те, кто
выделялись богатством, родовитостью, славились красноречием и философским
образованием и всё это вменили в ничто. Напрасны были уговоры многочисленных
родственников и друзей, включая занимавших важные должности, и самого судьи,
увещавшего их пощадить себя и пожалеть жен и детей,- жизнь не могла уловить их
своими приманками. Всем угрозам судьи они противопоставили душу благочестивую,
любящую Бога, и были обезглавлены.
Мученики, решив умереть за веру,
выдерживали всякую муку, все измышляемые для них пытки, причем некоторые не
однажды, а двукратно, воины, приставленные к ним, изощрялись в своих действиях.
Они были непреклонны в своем решении. Всем желающим разрешено было издеваться
над ними: их били палками, розгами, били бичами, ремнями, кнутами. Зрелище этих
мучений постоянно возобновлялось, и какая была тут злоба! Людей, со связанными
за спиной руками, подвешивали к столбам и воротом растягивали все их
конечности, затем палачам отдавалось приказание искалечить им своими орудиями
всё тело: не только бока, как убийцам, но и живот, и ноги, и щеки. Подвешивали
за одну руку к колонне портика: это растяжение суставов и членов было самой страшной
мукой. Привязывали к колоннам лицом и так, чтобы ноги не касались земли: под
тяжестью тела узы натягивались и сильнее его сжимали. Мученики терпели это не
только в то время, пока правитель их допрашивал и занимался ими, а в течение
почти целого дня, когда он переходил к другим, а первых предоставлял надзору
своих помощников: не сдастся ли кто-нибудь, побежденный пытками. Приказано было
безжалостно усугублять их мучения, а умирающих снимать и волочить по земле. У
них не было и тени снисхождения. Страшное зрелище представляли тела с разными
следами от пыток. Так всё и шло: одни умирали в пытках, посрамляя врага своей
выдержкой; другие, запертые полумертвыми в тюрьме, умученные, умирали через
несколько дней. Остальные, через лечение восстановив свои силы, становились
дерзновеннее, так что когда им предлагали на выбор: или прикоснуться к мерзкой
жертве и остаться в живых, или же, не принося жертвы, выслушать смертный
приговор,- они без колебания радостно шли на смерть.
Маленький городок, населенный
христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с детьми и женщинами,
сожгли потому, что все жители города исповедали себя христианами.
Одних зарубили секирами; другим
ломали ноги; иногда подвешивали головой вниз и разводили под ними слабый огонь:
люди задыхались в дыму, поднимавшемся от горящих сучьев; а иногда им отрезали
носы, уши, руки и уродовали другие члены и части тела.
Мучеников поджаривали на
раскаленных решетках с расчетом не сразу их умертвить, а подольше мучить;
другие предпочитали положить в огонь правую руку, чем прикоснуться к мерзкой
жертве.
Девушек, известных родовитостью,
юных возрастом, прекрасных телом, высоких душой, благочестивых нравом, дивных
ревностью прислужники демонов велели бросать в море, словно земля не могла
вынести их.
Страшно слушать, что терпели
мученики: им загоняли под ногти на руках острые тростинки и прокалывали
насквозь пальцы; расплавив свинец, поливали этим кипящим металлом спину,
обжигая нежные части тела. Мужчин жгли, закалывали, распинали, бросали диким
зверям и топили в морской пучине, отрубали им части тела и прижигали каленым
железом, выкалывали глаза и вырывали их, делали совершенными калеками и еще
морили голодом и, заковав, отправляли в рудники - всё терпели они за веру.
Божественное слово сделало женщин мужественными как мужчины: выдержав такие же
подвиги, получили равную награду за свое мужество.
Судьи с великим усердием
придумывали, какую бы новую пытку изобрести, и старались превзойти друг друга,
словно в состязании за награду.
Последовал приказ вырывать глаза
и увечить одну ногу: невозможно пересчитать людей, у которых, вопреки всякому
здравому смыслу, выбивали мечом правый глаз, а затем прижигали глазницу, и у
которых левая нога от прижигания суставов переставала действовать. После этого
их отправляли на медные рудники - не столько для работы, сколько для изнурения
и мучения. Это не индивидуалки, а красивые куртизанки, которые самые лучше на Кубани - проститутки Новороссийск , им хочет славы, денег и красивой жизни.
Кроме всех этих мучеников, были и
еще погибшие в других подвигах. Невозможно их перечислить; мужество их
превосходит всякое описание. В таких-то состязаниях просияли по всей вселенной
Христовы мученики, всюду поражавшие тех, кто видел их мужество.