Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Социально-просветительский центр arrow Миссионерский листок arrow Миссионерский листок №6 - О преподавании...

Warning: mkdir() [function.mkdir]: No such file or directory in /home/b/bekk77/eparh/public_html/mambots/content/plugin_jw_sigpro.php on line 69
Миссионерский листок №6 - О преподавании Основ православной культуры в общеобразовательных школах

pdf скачать

В 2011 году в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе и в ЕАО, в 4-ых и 5-ых классах средних общеобразовательных школ проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родителям учащихся предлагается выбрать для изучения их детьми один из шести модулей курса:

  • «Основы православной культуры»;
  • «Основы иудейской культуры»;
  • «Основы исламской культуры»;
  • «Основы буддийской культуры»;
  • «Основы мировых религиозных культур»;
  • «Основы светской этики».

Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей каждого школьника, а школы обязаны обеспечить преподавание выбранного модуля. Тем не менее, опыт показал, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) не всегда обеспечена во всех школах. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большинство российских семей избрало для изучения светскую этику.

Чем же обусловлено введение этого предмета для преподавания в школах? Тем, что сегодня, по словам академика А. Я. Данилюка, отсутствует общенациональная, государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. Дети и младшие подростки живут и социализируются в агрессивной информационной среде, которая не содействует формированию их морально-нравственного облика. В том числе и средняя школа, ориентированная на передачу системных научных знаний, не уделяет должного внимания формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, не придает обучению, труду и жизни подростков нравственного измерения. Школьное образование, таким образом, лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у учащихся вырабатывается утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, труд осуществляют только ради денег, а живут только ради удовольствий.

Поэтому одна из приоритетных задач новой предметной области духовно-нравственного содержания — формирование у подростка основ мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

Из нового комплексного учебного курса мы хотели бы обратить Ваше внимание на модуль «Основы православной культуры». Учитывая то неоценимое значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации и для формирования русской государственности в частности, мы не можем не проявлять к нему интерес и любознательность. Интерес и любознательность не только к истории христианства, но и к его вечным ценностям, которые являются актуальными для каждого современника.

«Культура – это святыня народа, святыня нации, – писал академик Д. С. Лихачев, - наши предки создали великую русскую культуру и создали ее благодаря христианству. Именно с принятием христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, стала распространяться грамотность. Русский народ фактически родился под знаменем Христа, и мы не преувеличим, если скажем, что Россия, которую мы с вами знаем, Россия от Тихого океана до Балтийского моря, эта Россия создана православным русским народом. И сегодня опора на православие, на отечественные традиции и культуру дает возможность формированию правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения».

Учебный предмет «Основы православной культуры» соотносится с другими школьными предметами: «Русским языком», «Русской литературой», «Зарубежной литературой», «Отечественной историей», «Историей Европы». Соответственно, многие поэтические образы в произведениях русских классиков будут более понятны для учащихся. Потому что произведения русских классиков – это плод размышлений над книгой книг – святым Евангелием. Например, ознакомившись с православной монашеской традицией, которой посвящена одна из глав учебника, школьнику будет более понятен выбор и мотивация Алеши Карамазова в произведении Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». А без знания христианства многое остается непонятным в истории и жизни Европы и России.

Автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев при его написании, по его же словам, главной задачей для себя поставил борьбу с прошедшим временем. Темой каждого урока является некая константа в жизни человека, не зависящая от того, в каком веке он живет, – это раскаяние, совесть, добро, вера, молитва. Его учебник – это не череда рассказов о том, как жил и творил чудеса некий древний пророк или святой. Иначе с каждым новым уроком дистанция между миром ребенка и миром учебника увеличивалась бы, поскольку учебник населялся бы все новыми, но все столь же древними персонажами.

Для автора учебника было важно другое, чтобы ребенок понял: православная культура – это его мир, в котором он живет сейчас, сегодня.

Поэтому, вопреки обычному подходу, рассказ о молитве «Отче наш» начинается в учебнике не с того, что Христос в Евангелии дал ее Своим ученикам, а с того, что Герда произносила эту молитву, когда входила во дворец Снежной королевы...

Во избежание историоцентричности и погружения ребенка в прошлое в учебнике нет акцента на историю. Там нет ни истории Церкви, ни истории религии, ни даже библейской истории. В учебнике разговор ведется вокруг самого ребенка, его самопознания. Там нет экскурсий по Третьяковской галерее. Христианская культура – это не мир картин, а мир человека, с его болью, надеждой, поиском… Поэтому учебник не является пересказом тысячестраничной Библии. Нет особой необходимости переноситься ребенку из его мира в мир древних людей. Человек сам прочитает Библию, если поймет, что эта книга и про него самого. Но прежде школьник должен познакомиться с самим собой – с тем, что называется «душа».

Кстати, само определение души в учебнике является вполне детским: «душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. А может быть и обратное: телу плохо, а душа радуется». Школьнику предлагается следующий пример: «Представь: в вашем доме есть запретный для тебя сундучок. Там родители хранят какие-то очень ценные и очень интересные вещи. Однажды вечером, когда у тебя уже слипались глаза от усталости, отец вдруг предложил тебе: пойдем, поможешь разобраться в сундучке. А там оказались... Фотографии бабушкиной свадьбы. Ордена прадедушки. Его письма с фронта. Твои первые волосы. Старые монеты, которых теперь уж нигде не увидишь. Любимая кукла той девочки, которая потом стала твоей мамой…

Все было так интересно – у тебя даже ноги затекли от того, что ты боялся лишний раз пошевелиться, слушая рассказы отца. И глаза уж совсем отказываются открываться. Тело устало. Ему не очень хорошо. А душа радуется. Она открыла для себя удивительный мир семейных преданий. Она почувствовала связь своей семейной истории с историей Родины…».

Конечно, рассказ можно придумать любой. Нам важно приучить ребенка к некоему нравственному самоанализу. А для этого нужно, чтобы ребенок перестал отождествлять себя со своим телом. У души своя жизнь и свои поводы для боли и радости.

Содержание учебника акцентирует внимание учащегося не на знаниях, его задача не в том, чтобы понудить ребенка к запоминанию имен 12 апостолов и дат 12 великих церковных праздников. Важнее всего оставить в нем доброе послевкусие: ты любим и призван к любви.

В итоге, учебник состоялся как нечто живое, а не «музейное». С помощью этого учебника удалось преодолеть стереотип «культурного наследия Православия». Когда отец Андрей Кураев слышит такое словосочетание на светских конференциях, он всегда спрашивает: «Извините, какое наследие? Наследие возникает, когда наследодатель помер. А Православие, слава Богу, живо».

На уроках «Основы православной культуры» о православии говорится с отстраненно-культурологической позиции. Данный курс не предполагает проповеди, обличения, доказательства, он содержит объяснения. Доказать и объяснить – две разные интеллектуальные процедуры. Доказать – значит передать мой взгляд, понудить к согласию с моей точкой зрения. Объяснить – значит просто снять с себя клеймо необразованного человека: да, мой мир другой, нежели ваш, но у него есть своя логика. В школе и в университете умеют, например, рассказывать о внутренней логике мира Достоевского, а затем – о той логике, что определяла творчество Льва Толстого, и вслед за этим – о вселенной символов Маяковского. Требуют одно: «Пойми!». Но не требуют: «Согласись!». Именно так говорится и о православной культуре – о целостном мировоззрении, характерном не для одного гения, а для целой семьи народов.

Возможно, учебник «Основ православной культуры» для 4 класса станет первой книгой о православии не только для детей, но и для их учителей и родителей. Некоторые фрагменты в данной книге или необязательны, или сознательно усложнены автором: можно было обойтись без какого-то сюжета, поскольку ребенку он не очень важен, но у взрослого этот недетский эпизод оставит в памяти зарубку.

Например, в учебнике можно прочитать такой фрагмент: Разбив Наполеона, русская армия вошла в Париж. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву... И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, Вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице... Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!»

Может возникнуть вопрос: а не опасно ли делить детей по религиозному принципу? Надо понимать, что национально-религиозные различия есть независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начнут их замечать и осмыслять. Так пусть лучше они это сделают в школе, а не в стайке скинхедов. Лучше всей мощью школьного гуманизма вмешаться в неизбежный процесс религиозной и этнической самоидентификации и сделать его по возможности неагрессивным. Что это значит? Это означает понимание, что из формулы «я люблю мое» не следует необходимое дополнение в виде формулы «я ненавижу все чужое». Так что «Основы православной культуры» – это еще и лекарство от экстремизма. Конечно, стопроцентного педагогического результата никто гарантировать не может. Обманываться не стоит, что дети тут же станут ангелами, а вся страна резко изменится к лучшему. Но если удастся помочь хотя бы кому-то, дело того стоит.

Если родители и учителя поймут, что детям уроки «Основ православной культуры» интересны, что они их обогащают и в конечном итоге не приводят ни к внутриклассным, ни к общенациональным конфликтам, это будет означать, что эксперимент удался.

Нельзя не сказать об учебниках «Основы мировых религий» и «Основы светской этики».

В учебнике «Основы мировых религий» достаточно корректное изложение материала. Но совершенно непонятно, зачем он сделан? Очень холодный, очень отстраненный стиль, а главное – избран странный ракурс. Он не исторический, а обзорно-тематический. Такой подход был бы интересен для студентов – философов, религиоведов, культурологов... Но зачем давать десятилетнему ребенку избыточную информацию о далеких религиозных мирах? К тому же школьник 4-го класса по педагогическим меркам не может усваивать в день более трех новых терминов. Здесь же мы наблюдаем информационный перегруз, непомерный для среднего школьника. Скорее всего, этот модуль был сознательно вставлен для того, чтобы как можно больше детей отвлечь от конфессиональных культур. Именно отвлечь. Кроме того, у этого модуля нет воспитывающего начала, что является главной задачей всего комплексного учебного курса. Поэтому курс «Основы мировых религий» не отвечает образовательному запросу родительской общественности.

У курса «Основы светской этики» есть воспитывающее начало. Но это самый неудачный из всех учебников. У одного из разработчиков эксперимента журналисты в приватной беседе спросили: «Скажите, если бы этот учебник был издан 30 лет назад, какое название он носил бы?» Чиновник честно ответил: «Марксистско-ленинская этика». Это абсолютно справедливо! Только теперь это еще хуже, чем марксистско-ленинская этика. Потому что даже в учебниках советской этики никогда не обходилось без ссылок на имена Моисея, Христа, Златоуста, Августина. Этот же учебник абсолютно «стерилен». В нем множество ссылок на имена классиков, есть Демокрит, Аристотель, Кант, Гегель, но почему-то нет именно этих имен, которые всегда считались именами первой величины в истории нравственной мысли. Кроме того, издан учебник без упоминания автора. Даже сам автор отрекся от своего детища. Учебник не по возрасту. Кроме того, он очень скучный, не детский, и в нем есть очень серьезные ляпы. Например, авторы пишут: «В ходе исторического процесса менялись представления о добре и зле». Ну как детям можно такие вещи сообщать?! Во-первых, это исторически не так, потому что базовые ценности не менялись. Всегда, например, забота о малышах или о стариках считалась нормой. Менялись лишь рамки – кого я считаю своим ближним. Ответ на этот вопрос менялся. Но то, что надо жить альтруистически, всегда считалось нормой. Между прочим, тремя страницами выше в этом же учебнике утверждается: «Всегда, во все времена осуждались трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие». Возникает путаница: во все времена были нравственные константы, или их не было. Получается, учебник противоречит сам себе.

Есть и чудовищные фразы: «В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суд, милиция».

Потрясающий вопрос на 45-й странице учебника «Основы светской этики»: «Было ли вам когда-нибудь стыдно, и по какому поводу?» Это неуместная и даже кощунственная претензия на исповедь, понуждение ребенка к публичной исповеди. Авторы учебника не имеют на это никакого права!

В заключение осталось сказать о некоторых формальных штрихах, характеризующих учебник «Основы православной культуры».

К работе над этим учебным пособием и к его экспертизе, кроме сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, было привлечено 18 докторов наук, 16 кандидатов наук (из них 10 кандидатов богословия). В проведении экспертизы и работе над пособием приняли участие Российская академия образования, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования, Федеральное агентство по делам молодежи, Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, специалисты по преподаванию основ православной культуры и руководители отделов религиозного образования.

Учебник создавался в непосредственном взаимодействии с Министерством образования, поэтому он соответствует всем современным методическим стандартам. Кроме того, учебник обладает некоторой универсальностью, он написан так, что подходит для преподавания в любом регионе – вне зависимости от этноконфессионального состава населения. Учебник согласован с другими модулями, которые будут преподаваться в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики».

Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений отмечал, что «задача религиозного предмета в школе – сформировать целостную и нравственно ответственную личность. А для этого необходимо, чтобы все дети в школе – православные, иудеи, мусульмане, буддисты или неверующие – воспитывались в единой системе ценностей. Мотивации могут быть различными: для православного человека более убедительна православная мотивация, для мусульманина – мусульманская, а для неверующего человека – светская. Но движение должно быть направлено к одной цели».

В «Основах православной культуры» заложен огромный интеллектуальный и духовный потенциал.

Условия нормального воспитания – это свобода и ответственность. Свобода без ответственности – это распущенность, а ответственность без свободы – рабство. Потому мы должны научить ребенка делать свободный выбор, помня о собственной ответственности. Именно такая задача стоит перед обществом и школой сегодня.

Это интересно!!!

  • «Русская православная церковь является крупнейшим и наиболее авторитетным общественным институтом современной России». Д. А. Медведев Выступление на встрече с участниками Архиерейского собора 3 февраля 2011 года
  • Церковь всегда вместе с нами, она оказывает огромное влияние на моральную атмосферу в обществе", - сказал В. В.Путин. 02 февраля 2011 года. В. В. Путин, поздравление Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации.
  • Вполне можно сказать, что, по моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных. интервью В. В. Путина журналу Time
  • "Мы знаем и в рамках наших опросов, и по отзывам, что этот курс сблизил детей с родителями, потому что именно на основе этого курса дети обсуждают с родителями различные вопросы, и он очень важен не только для детей, но и для родителей, для осознания истории, культуры страны", - сказал А.Фурсенко на открытии XIX Рождественских чтений в Государственном Кремлевском дворце.
  • Введение в школах страны предмета «Основы Православной культуры» будет наиболее полно способствовать реализации требований Конвенции ООН о правах ребенка. В соответствии со ст. 29 Конвенции образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к его культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны.
  • Православие является культурообразующей религией России. Преамбула Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» особо отмечает «роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Православная культура является необходимым ключом для усвоения, понимания русской литературы, языка, искусства. Следовательно, без знания основ православной культуры невозможно добиться высокого уровня подготовки учащихся и специалистов, невозможно достигнуть наиболее полного развития личности, талантов и умственных способностей учащихся в их самом полном объеме (как того требует Конвенция о правах ребенка); качество оказываемых образовательных услуг не будет соответствовать установленному Законом «Об образовании» уровню.
  • Министерство образования предлагало проводить предмет «Православная культура» факультативно. Известны случаи, когда в государственных школах осуществляется преподавание не столько культуры, сформированной какой-либо религией, но нечто большего. Например, традиции иудаизма (Школа №550 г. Санкт-Петербурга, школа № 1311 г.Москвы). Действующее законодательство позволяет в государственных и муниципальных школах преподавать вероучительные дисциплины. Вопрос только в том, как это правильно оформить, чтобы не произошло ущемления прав учащихся. Школы с иудейским уклоном приведены не в качестве «красной тряпки», но в качестве положительного примера активной позиции родителей и национальных общин. Они реализовали на практике заботу о своих детях. Они хотели, добились и воплотили в жизнь. Поэтому, говоря о каком-либо религиозном компоненте в школьном образовании необходимо задать себе простой вопрос: «А хотят ли родители? И если хотят, то что они делают, кроме того, что хотят?»Открытое письмо Президенту РФ Некоммерческого партнерства «Родительский комитет»

 


© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru