Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png


Warning: mkdir() [function.mkdir]: No such file or directory in /home/b/bekk77/eparh/public_html/mambots/content/plugin_jw_sigpro.php on line 69
Миссионерский листок №9 - Соблазн оккультизма

pdf Скачать 140.04 Kb

Соблазн оккультизма

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским» (1 Тим. 4,1).

 

Как ребёнок к матери, так человек инстинктивно тянется к Богу, особенно в трудные моменты жизни. В Боге он видит своего Небесного Отца, Который желает ему добра и может сделать даже невозможное. Господь Иисус Христос обещал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7). Кто просит физического исцеления, помощи в работе, укрепления семьи, блага детей; кто - твёрдой веры, правильной молитвы, даров Духа Святого - каждый в меру своего духовного уровня. Бог же принимает мольбы всех, кто с искренней и горячей верой обращается к Нему.

Полной противоположностью такой здоровой религиозности, основанной на вере и послушании Богу, является нездоровая, «чёрная духовность» оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи, но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его.

Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий чисто утилитарная: узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть «биоэнергию», расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто «поиграть» с таинственным. Многих прельщает то, что всё это достижимо без всякого труда и без нарушения гражданских законов.

Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное знание, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма. Но, как увидим далее, услужливые потусторонние духи совсем не альтруисты, и человек рано или поздно расплачивается за полученные услуги очень дорого. Только поначалу всё выглядит легко и просто.

Оккультизм древен, как само человечество. Вкушение в раю запретного плода было первой попыткой человека получить чрезвычайные знания и способности оккультным путём (см.: Быт. 3). Колдуны, шаманы, вызыватели умерших и т.п. существовали всегда, но большей частью в «подполье». Знаменательным для нашей эпохи является всё усиливающаяся популяризация и увлечение разными формами оккультизма, о чём свидетельствует и ряд серьёзных современных исследований. Так, один из учёных Чикагского университета в области сравнительной религии и оккультизма Міrcеа Elіаdе замечает в своей книге «Оссultіsm, Wіtchcraft and Cultural Fashiohs»: «Как историк религии я не могу не быть изумлён огромной популярностью колдовства в современной западной культуре и субкультуре. При этом увлечение колдовством является лишь частью более широкого направления, а именно: повышенного интереса к всевозможным оккультным, эзотерическим наукам».

Под влиянием модного сейчас учения «Новый век» тысячи людей в США объявляют себя «медиумами» и «предсказателями», и миллионы обращаются к ним за советами и услугами, увлекаются их литературой. Некоторые из таких «медиумов» хорошо известны в артистических и телевизионных кругах. В Европе, Канаде, Бразилии, у нас в России, в других странах тоже замечается повышенный интерес к потустороннему. Оккультные идеи начинают проникать даже в такие серьёзные науки, как психология, медицина, философия, археология и т.д. Стали возникать псевдохристианские секты, распространяющие древние оккультные идеи, облачённые в псевдонаучную и христианскую терминологию.

Слово «оккультизм» происходит от латинского «occultus», что значит «нечто скрытое и недоступное большинству». В сферу оккультизма входят разные необъяснимые явления и действия, которые приводят в движение таинственные, нефизические силы. Оккультные занятия преследуют определённые цели:  приобрести так называемые тайные знания; войти в контакт с духами или сверхъестественными силами; научиться манипулировать этими духами или силами. Вот частичный перечень оккультных учений и занятий: профессиональное гадание, астрология, хиромантия, нумерология, теософия (общество Блаватской), каббала, антропософия, спиритизм, астральные путешествия, некоторые виды мистицизма, трансцендентальная медитация; медиумизм; йога, все виды белой и чёрной магии, экстрасенсорное (нетрадиционное) лечение - биополем, ритуальным кодированием, шаманизмом, колдовством.

Что толкает просвещённых людей двадцатого столетия на такие ненаучные и сомнительные занятия, как вызывание духов? Ответ на этот вопрос заключается в том, что только наука и материалистическое учение не могут удовлетворить высшие запросы человека. Что-то в каждом из нас ищет высшего, духовного, жаждет ответа на принципиальные вопросы: для чего мы живём, существуют ли другие миры и другие, более совершенные формы бытия, что ожидает нас за гробом, существуют ли нефизические силы, которые способны помочь человеку преодолеть физические законы и обрести прочное счастье. И вот люди, не зная христианского учения или игнорируя его, обращаются к эзотерическим учениям. Эти учения обещают дать ответы на глубокие принципиальные вопросы бытия и открыть доступ к нефизическим силам. Но эти ответы ложны, а рецепты пагубны. Самым страшным является то, что они подавляют в человеке страх Божий и чувство ответственности за свои поступки. Падшие духи внушают оккультисту-новичку, что нет ни Суда Божия, ни вечных мучений, а, напротив, всё там легко и приятно. Поэтому обогащайся знаниями и впитывай подаваемую тебе силу. И, действительно, иногда в результате оккультных упражнений у человека раскрываются необыкновенные способности: телепатия, ясновидение, способность «лечить биополем» или передвигать предметы на расстоянии (телекинез) и т.д. Но, как увидим, эти способности развились в нём не самостоятельно, а при содействии нечистых духов, и потому они очень опасны и вредны. Правда, чтобы не отпугнуть наивного новичка, бесы хитро скрывают своё присутствие и выдают себя или за безобидных блуждающих духов, или за безличную нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в самом человеке. Рассмотрим, насколько отвечают действительности эти представления оккультистов.

Они уверяют, что оккультные приёмы приводят в действие нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в них самих. Это мнение особенно привлекательно для современного скептика, не признающего ни личного Бога, ни духовного мира. Льстит сознанию такого гордеца мысль, что одним своим желанием он может привести в действие мощную нематериальную энергию и заставить её работать на себя. На предпосылке существования безличных нефизических сил возник ряд современных оккультных теорий, которые, облекаясь в квазинаучную терминологию, предлагают читателю полезные рецепты на все случаи жизни.

Успех этих современных оккультных учений огромен потому, что перед взором ищущих, но духовно необразованных людей они как бы раскрывают новые миры: всё дотоле таинственное и невозможное вдруг становится объяснимым и досягаемым. Нечего бояться, не перед кем трепетать - всё просто и осуществимо для того, кто научился управлять нефизическими силами.

Особую опасность для душевного здоровья представляет собой то направление в оккультизме, которое рекламирует способ раскрытия источника энергии внутри самого человека. Согласно этому учению, каждый человек, освоив особую методику, может развить в себе объёмное восприятие внешнего и внутреннего миров, сохранять и восстанавливать здоровье себе и другим, научиться подключаться к любой информации, открыть «третий глаз», совершать астральные путешествия, раскрыть свои чакры. Раскрытие так называемых чакр с помощью специальных методик с целью высвобождения психической энергии сулит безграничные возможности. Человек может обладать ясновидением, телепатией, телекинезом, но психиатры и священнослужители предостерегают, что раскрытие в себе «биосилы» чревато многими пагубными последствиями.

Но остаются всё же принципиальные вопросы: существует ли нефизическая, нравственно-нейтральная энергия, и если да, то какова её природа? Чтобы ответить на них, надо учесть, что всякая энергия или сила, будь то материальная или духовная, непременно сопряжена с источником, её порождающим. Так, например, всякая физическая энергия или поле (электромагнитное, гравитационное и т.д.) не существует «само по себе», а исходит от определённых субатомных частиц (фотонов, гравитонов и т.д.). И поскольку эти физические частицы безличны, то и поля, образуемые ими, тоже безличны и потому нравственно-нейтральны. Подобным образом и духовная энергия (духовные силы) не существует «сама по себе», а тоже исходит от того или другого духовного существа. А поскольку духовные существа (ангелы, люди, демоны) являются личностями, то, следовательно, энергия, от них исходящая, окрашена их нравственным состоянием - добрым или злым.

Известно, что в мире, в котором мы живём, кроме белого и чёрного существует серое, кроме света и тьмы - полутени. Но в безвоздушном пространстве нет полутеней, а существует или полный свет, или полная тьма. Подобным образом и в мире духов нет морально-неопределённого состояния. Духи (в отличие от людей) - простые существа: они могут быть или всецело добрыми (ангелы), или всецело злыми (демоны). В соответствии с этим в духовном мире существуют только два состояния: рай или ад. Поняв это, мы должны будем согласиться, что сила (энергия), исходящая от Бога и ангелов, всегда добрая и влечёт к добру, а сила (энергия), исходящая от демонов, всегда злая и толкает ко злу. Многовековый опыт Церкви подтверждает это. Сила, исходящая от Бога, или «несозданная божественная энергия» (выражаясь языком святого Григория Паламы) - это сила, просвещающая и оживляющая душу.

Но люди гораздо сложнее простых духов (ангелов и бесов). Поэтому они могут какое-то время находиться в нравственно-неопределившемся состоянии и способны колебаться между добром и злом. Именно по причине моральной раздвоенности и неустойчивости человека добро и зло в нём нейтрализуют друг друга, и поэтому его духовная энергия слаба и неэффективна в сравнении с энергией чистых духов. Это подобно тому, как, например, в атоме отрицательно заряженные частицы электронов нейтрализуют положительный заряд ядра. В духовном же мире никаких морально-нейтральных нефизических сил не существует, потому что они исходят от морально определившихся существ - ангелов или демонов. Поэтому каждый раз, когда человек соприкасается с энергией, исходящей от этих существ, он будет испытывать влечение или к добру, или ко злу.

Конечно, первоисточником всех видов энергии является Бог. Но павшие ангелы обратили эту энергию во зло, как и прочие дары, полученные ими от Творца.

Поскольку ни Бог, ни Его ангелы не позволяют манипулировать собой, то в услужение оккультистам охотно приходят демоны. Они-то и наделяют оккультистов нужной энергией. Но делают они это далеко не бескорыстно. Энергию они дают взаимообразно и «под большие проценты». Колдуны, ведьмы, сатанисты и многие профессиональные оккультисты сознают это, но держат в тайне...

Духи всячески мучают тех, кому помогают, чем обнаруживают свою злую, садистскую природу. Но делают это хитро: чтобы раньше времени не спугнуть жертву, они постепенно и планомерно увеличивают дозу страданий. Человек, занимающийся оккультизмом, начинает страдать повышенной нервозностью, физическим недомоганием, подвергается непонятным авариям и разным неприятностям, по временам испытывает панический страх, начинает помышлять о самоубийстве. Когда он догадывается, что, вероятно, это духи наводят на него все эти несчастья, пытается освободиться от них и прекратить свою оккультную деятельность, тогда духи утраивают свою свирепость и затопляют его морем ещё больших несчастий с тем, чтобы напугать и вернуть к себе. Так, натягивая и отпуская вожжи, они постепенно порабощают оккультиста и, в конце концов, губят его.

В наше время опасность оккультизма увеличилась потому, что он предлагается как религиозное и даже христианское занятие. Традиционно все виды оккультизма не скрывали своего враждебного отношения к христианству. В наши же дни от экстрасенсов и других оккультистов можно услышать такие советы, как «пойди, покрестись», «постой в храме», «причастись», «выпей святой воды» и т.д. Некоторые из экстрасенсов на своих сеансах даже призывают имя Божие, читают молитвы, делают крестное знамение, чем создают впечатление, что через них действует Божия сила. Всё это ужасный обман! Всякий вид оккультизма, в какие бы ризы его ни облекали, антирелигиозен по своей природе.

По причине богоборческой природы всех видов оккультных занятий Священное Писание строго запрещает заниматься ими. «Недолжен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10-12). «Если восстанет среди тебя пророк, или ясновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего, ибо чрез сие искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сердца вашего... А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа Бога вашего» (Втор. 13, 1-5).

Итак, в то время как здоровая религиозная жизнь просветляет и нравственно облагораживает человека, нездоровая псевдорелигиозная оккультная деятельность нравственно калечит и губит его. Все виды оккультизма непременно ведут к общению с падшими духами. И хотя иногда поначалу эти занятия приносят успех в делах и создают впечатление, что открывают перед человеком неограниченные возможности, в конечном счете, приходится очень дорого платить за услуги, полученные от падших духов. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26).

 

 

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года

«О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»

 

Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).

На протяжении всей земной истории Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в мире восставали противники Христовой веры, стараясь извратить ее суть, стремясь подменить истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере, «колеблющихся на погибель» (Евр. 10:39).

В наши дни многие народы Земли находятся в состоянии духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько поколений людей истинной веры, породило пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище.

В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми «Собором новой Святой Руси» (Богородичным центром), «Белым братством», «Церковью последнего завета» (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

В расчете на неискушенных в духовной жизни и вопросах веры наших современников проповедники лжеучений упоминают всуе имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, в особенности преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, что является кощунством и лжесвидетельством.

С другой стороны, через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них - «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» («церковь Муна»), «новоапостольская церковь», «церковь Христа», «церковь сайентологии» Хаббарда, «церковь святых последних дней» (мормонов), «Международное общество сознания Кришны», «Аум Синрикё», «трансцендентальная медитация», различные направления учений «Новой эры», «Эры Водолея».

Проповедники лжерелигий используют самые различные формы для расширения сферы своего влияния: открыто выступают в средствах массовой информации, в концертных залах, в домах культуры и на стадионах; распространяют литературу, напечатанную на Западе и у нас; организуют свои издательства; открывают школы и курсы; финансируют обучение молодых людей за рубежом; оказывают населению гуманитарную помощь, которая сопровождается пропагандой их воззрений; проникают в светские школы и высшие учебные заведения.

Эти воззрения разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для. нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности.

Часто деятельность псевдорелигиозных сект носит агрессивный характер: их члены применяют угрозы в адрес решивших порвать с сектантством и тех, кто разоблачает их деятельность.

Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что именно они являются представителями истинного христианства, «не испорченного историческими традициями», обладают новым откровением и призваны продолжить дело Христа на Земле.

Некоторые «новые религиозные движения» создают организации, в названиях которых используют слова «церковь» и «христианство». Так, «церковь Муна» руководит движением «Христиане мира за единство и социальные действия», ничего общего с христианством не имеющим.

Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым, отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, <...> не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15).

Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1 Тим. 6:20).

 

 


© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru