Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Епархиальная жизнь arrow Жизнь церкви arrow 14 сентября 2014 г. Слово Святейшего...
14 сентября 2014 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА на встрече в Хабаровске с высшими должностными лицами Дальнего Востока и архиереями дальневосточных епархий.

Уважаемый Александр Сергеевич! Уважаемые главы и представители регионов Дальнего Востока! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Я хотел бы еще раз сказать, что очень рад всех видеть. Со многими из вас я уже хорошо знаком благодаря посещению регионов, с некоторыми познакомился еще до того, как стал приезжать на Дальний Восток. Я придаю большое значение нашей встрече и возможности серьезно поговорить о проблемах Дальнего Востока в том срезе, который имеет отношение к человеческой душе, к человеческой личности, включая целый ряд социальных вопросов, имеющих отношение к качеству человеческой жизни.

Дальний Восток, и вы знаете это лучше меня, — действительно стратегически значимая российская территория; и в то же время это территория, которой менее всего повезло. По разным причинам — может быть, потому, что освоение Дальнего Востока было делом сравнительно недавних лет, а может, ввиду географической удаленности. Слишком уж далеко всё это от центра, а раз далеко, значит, вольно или невольно включается остаточный принцип. Так было на протяжении практически всей истории. Но, кроме этих причин, были и другие, и я считаю, что одной из главных стали события ХХ века. Именно на Дальнем Востоке образ жизни людей претерпел в минувшем веке максимально радикальные перемены. Дальний Восток был местом ссылки, но по какой-то непонятной причине он был, в первую очередь, местом страшного эксперимента над человеческими душами. Именно на этих просторах была практически полностью уничтожена всякая духовная жизнь. Представьте себе, что восточнее Иркутска был только один храм — во Владивостоке. Это страшно представить! Позже появился храм в Хабаровске, а потом в Якутске— и это на квадратные километры, на которых может уместиться Западная Европа! Чтобы попасть в храм, нужно было преодолевать огромные расстояния, поэтому люди в храмы и не ездили. Но духовный вакуум не может сохраняться сколько-нибудь долго, в отсутствие нормальной религиозной жизни он восполняется разного рода эрзацами. Именно на Дальнем Востоке стали возникать, еще в советское время, неформальные религиозные группы, никак не связанные с Православием, никак не связанные с традиционным укладом жизни нашего человека, и к перестройке эти группы оказались достаточно многочисленными. Но и в перестроечное время, когда религиозная жизнь пришла в движение в центральной части России, в Западной Сибири, процесс возрождения Церкви почти не коснулся Дальнего Востока. Может быть, опять-таки сработал остаточный принцип, а может, сил не хватило, кадров, средств, внимания…

Вот так мы дожили до двухтысячных годов. Кое-где развитие церковной жизни все же началось, и я благодарен тем, кто принимал в этом активное участие, особенно губернаторам. Стали строить храмы — один из примеров тому Хабаровск, где их построено несколько, где появилась духовная семинария; в других субъектах Федерации на Дальнем Востоке также начала восстанавливаться религиозная жизнь. Но шаги, которые предпринимались, — это микрошаги по отношению к задачам, которые стоят; и до сих пор Дальний Восток — этот регион, где по статистике самый низкий уровень религиозности. Я не очень верю в эту статистику, потому что речь идет о традиционной религиозности, то есть о такой религиозности, которая проявляется видимым образом, о которой известно другим. Что происходит в глубине человеческой души и как человек выстраивает свои отношения с Богом — это особая тема, и чаще всего отсутствие традиционной религиозности компенсируется, как я уже сказал, различными неорелигиозными явлениями с очень непростым генезисом, и на сегодня количество уже получивших легальных статус групп, которые никак не связаны с Православием, значительно превышает количество православных общин. Итак, по-разному можно относиться к проблемам Дальнего Востока, но я считаю, что одной из причин их появления был эксперимент с человеческими душами, изничтожение религиозной жизни.

Хотел бы с благодарностью ко многим из вас, кто здесь присутствует, отметить, что в последние годы действительно многое уже сделано. Но если говорить о задачах, которые перед нами стоят, то они настолько сложные и настолько разноплановые, что требуют каких-то новых подходов. Думаю, мы об этих подходах поговорим поподробнее. Речь идет о том, что должна быть выработана некая программа возрождения духовной жизни на Дальнем Востоке. Может быть, ее надо было принять 20 лет назад, но, как хорошо известно, у истории нет сослагательного наклонения. Мы имеем то, что имеем, и поэтому нужно отталкиваться от реальности, но не упускать времени, так чтобы те, кто придет на наше место, не сказали: «Если бы в то время начали, то сейчас было бы совсем иначе». Мы уже можем так сказать по отношению к 90-м годам, и я глубоко убежден, что сейчас надо с новыми усилиями и с новым видением приступить к решению всех этих вопросов.

Я хотел бы сказать также о проблеме малочисленных коренных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 года посвятил этой теме целый раздел в своей работе. Всё на Севере, я уже сегодня об этом говорил, очень хрупкое. Хрупка экология. Для того чтобы уничтожить тундру, не нужно сверхусилий. Чтобы уничтожить лес и потом ждать долгие годы, пока он восстановится, не нужно усилий. Вот точно так же и коренные народы. Это люди, которые живут в сверхсложных условиях. Для них эти условия являются родными, эти люди приспособлены к жизни в этих условиях, но последние от того не становятся менее суровыми. И вы лучше меня знаете, что жизнь народов Севера сопровождается многими настолько сложными и настолько опасными явлениями в личной, социальной, семейной сфере, что речь сегодня идет о самом выживании этих народов.

Церковь, начиная со святителя Иннокентия (Вениаминова), великого просветителя Дальнего Востока, Восточной Сибири, Камчатки, обращала особое внимание на эти народы. Святитель на собачьих упряжках покрывал сотни и сотни километров, чтобы достичь какого-то поселения, пожить вместе с людьми, поддержать их, привить им культурные и религиозные навыки. И у него это замечательно получалось, так что он вошел в историю нашей Церкви как великий миссионер. Кстати, святитель был ближайшим соратником выдающегося сына нашего народа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, личность которого я ставлю наравне с самыми великими именами России. Удивительно, но если навскидку спросить наших школьников, что они знают о Муравьеве-Амурском, то почти никто толком ничего не ответит. Один человек своим талантом, своими замечательными дипломатическими и организационными способностями увеличил наше Отечество на столько квадратных километров, на сколько, наверное, не удавалось никогда и никому, включая Петра I, Ивана Грозного и других. О таких героях, как Муравьев-Амурский, нужно создавать фильмы, писать книги, память о них должна быть в сознании нашего подрастающего поколения. А ближайшим соратником Николаю Николаевичу был Иннокентий (Вениаминов), в то время еще не митрополит. Так вот, коренные народности были в центре внимания святителя Иннокентия; и мы сейчас пытаемся построить свою работу на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере так образом, чтобы возобновилось серьезное попечение и о представителях коренных малых народностей.

На этом я позволил бы себе завершить вступительное слово. Еще раз хочу сказать, что возлагаю большие надежды на это собрание, которое дает возможность впервые в таком масштабе обсудить проблемы, которые, думаю, одинаково волнуют и руководителей регионов, и правящих архиереев.

© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru