Анонс событий

Поиск на сайте

Епархиальная газета «Благовест»

Экспорт новостей


kazanhram.png

Новости arrow Епархиальная жизнь arrow Посещение епархии святынями arrow С 17 декабря 2010 г. ковчег с честными...
С 17 декабря 2010 г. ковчег с честными мощами святой великомученицы Варвары (ок. 306 г.).

img_5381

Святой великомученице Варваре дана от Бога особая благодать - спасать от неожиданной, напрасной, либо насильственной смерти, от мора, от бури на море, от огня на суше и других внезапных бедствий. Такое верование основывается на житийном сказании о ней, согласно которому она перед своей мученической кончиной молила Бога избавлять от внезапной болезни и нечаянной смерти всякого человека, который будет молитвенно воспоминать ее и ее страдания, и получила от Бога обетование исполнить это прошение.

По молитвам святой великомученицы Варвары посылаются обильные врачевания. Ей молятся так же о детях, о помощи в унынии и грусти, об утешении в печали.

В 1998 г. святую Великомученицу Варвару выбрали небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения.

Житие и страдание святой великомученицы Варвары

В царствование Римского императора Максимиана (305-311) жил в Сирийском городе Илиополе богатый, знатный и знаменитый человек по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел единственную дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока. Когда она пришла в возраст, то стала настолько красивою лицом, что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте. Поэтому Диоскор, полагая, что глаза простых и незнатных людей недостойны видеть лицо его дочери, соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, в которой устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, так как мать ее уже умерла. Живя в башне, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, - на светила небесные, на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок:

- Кто сотворил это?

Взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:

- Чьею рукою все это создано?

Те сказали ей:

- Все это создали боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце - золотые, серебряные и деревянные - и которым поклоняется, они создали все то, что перед твоими очами.

Слыша такие слова, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

- Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими, как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе:

- Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу - украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

Так отроковица училась от творения познавать Творца. В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, потому что отец ее Диоскор окружил ее бдительною стражею. И жила девица одиноко в своей башне, а вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любовью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора руки ее, но она всячески отказывалась от брака. На неотступные увещания отца она наконец объявила:

- Если, отец мой, ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, то больше уже не будешь называться отцом, ибо я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища.

Слыша это, Диоскор пришел в ужас, не смея больше принуждать ее к браку. Он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее. Отправляясь в путь, Диоскор приказал строить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал не препятствовать ей свободно сходить с башни, куда захочет, и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж.

Варвара, пользуясь свободою, подружилась с некоторыми христианскими девицами. Новые подруги поведали ей о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих в Царстве Небесном. Слушая об этом, Варвара пожелала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь. Варвара пригласила его к себе научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа. Пресвитер крестил ее и, наставив, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, давши обет сохранять в непорочности свое девство.

Однажды святая Варвара сошла с своей башни посмотреть на постройку бани, и увидев в бане два окна, приказала рабочим сделать три.

Придя однажды к купальне и воззрев на восток, она начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом. Кроме того, у бани на камне, отпечатлелся след девической ноги ее, из которого стала истекать вода, и впоследствии здесь происходило много исцелений.

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам, а затем оплевала их лица.

Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая вновь выстроенную баню он увидел в стене ее три окна. Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее:

- Зачем ты велела устроить в бане третье окно?

Она отвечала:

- Я велела сделать третье окно во образ Троичного Света, коим просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Отец пришел в смущение от новых непонятных для него слов дочери. Диоскор стал спрашивать ее:

- Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?

Святая отвечала:

- Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье - Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Троицы.

Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала:

- Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотился Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую.

Этими словами святая привела Диоскора в страшную ярость. Он воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство. Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, она имела одно только прибежище - Бога, у Которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и повелел каменной горе рассесться перед нею надвое. Святая дева скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в пещере. Жестокий Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась из глаз его, он долг8ое время старательно искал ее. Увидав двух пастухов, пасущих стада овец, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов не захотел выдать неповинную девицу и сказал:

- Я не видал ее.

Но другой молча указал рукою на то место, где скрывалась святая. Диоскор устремился туда, а пастуха тот час постигла казнь Божия.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее. Бросив на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, поставил стражу и морил голодом и жаждою. После этого Диоскор отправился к правителю той страны Мартиану и рассказал ему, что она отвергает их богов и верует в Распятого. Диоскор просил правителя, чтобы тот угрозою различных мучений склонил ее к вере отца. Затем он привел святую к правителю и отдал в его руки, говоря:

- Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, как будет угодно твоей воле.

Увидев девицу, правитель удивился необычайной ее красоте. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов, но поклониться богам. Но святая Варвара исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа. Наконец, правитель сказал ей:

- Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня жестоко тебя мучить.

Святая Варвара отвечала:

- Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги - ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами - дело рук человеческих, они ложны и напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение - стоять нагою перед глазами многих мужчин, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, - было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и долгое время сильно бить воловьими жилами, так что земля обагрилась ее кровью. Мучители, усиливая ее страдания, стали тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары. После того правитель велел заключить ее в темницу. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях. Когда она молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. Она возрадовалась духом и почувствовала на сердце сладость. Господь же, с любовью взирая на нее, сказал е:

- Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!

Утешив святую Варвару Господь исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле.

С наступлением дня святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания. Когда святая стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран. При виде этого, правитель сказал:

- Видишь ли, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние - поклонись им и принеси жертвы.

Святая отвечала:

- Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим - слух, ни хромым - способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара мужественно претерпевала все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия, а святая великомученица испытывая мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась.

Мучитель велел отрезать у нее сосцы. Когда это было исполнено, правитель для большого посрамления приказал водить ее нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к Христу Богу:

- Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий, Ты Сам покрой наготу мою и сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!

И Господь тотчас послал светлого ангела с светозарною одеждою покрыть наготу святой мученицы. После этого нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить ее от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, он повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:

- Безначальный Боже, услышь ныне молящуюся Тебе рабу Твою и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть...

Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее в горние селения и обещавший ей исполнение просимого. И шла на смерть мученица Варвара с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: "предаст на смерть отец дитя" (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел.

Блаженная кончина святой великомученицы Варвары последовала в 306 г. Память её совершается 4/17 декабря.

О мощах святой Великомученицы Варвары

Жил в Илиополе один благочестивый человек, по имени Валентиниан. Взяв честные мощи святой великомученицы, он похоронил их с подобающею честью в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святой подавали много исцелений.

В VI веке при византийском императоре Юстине (518-527 гг.) честные мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в столицу Византийской империи Константинополь. Там, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (ок. 401-474 гг.), был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т.е. часть города, где находится св. Варвара). Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской Церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. По свидетельству Анны Комнен, в храме святой Варвары спасались, как в месте убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона, вероятно потому, что святой Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в «Хождении» Антония Новгородца (1200 г.).

В начале XII века супругою великого князя Киевского Святополка Изяславича (1093-1114 гг.) стала греческая царевна Варвара, дочь Византийского императора Алексия Комнена (1081-1118 гг.). Перед своим отъездом из Греции в Россию, она упросила своего отца даровать ей мощи святой Великомученицы Варвары, которые, кроме главы и левой руки, и привезла с собою в Киев. Муж ее, великий князь Михаил, выстроив в 1108 г. в Киеве Михайловский Златоверхий монастырь, с честью положил в нем святые мощи Великомученицы. От них совершалось множество чудес и исцелений. Так, например, в 1710 г. более десяти месяцев свирепствовала чума, страшно опустошая Киев и всю Малороссию. Однако смертоносная язва не коснулась Михайловского Златоверхого монастыря, где почивали мощи святой Варвары, хотя ворота обители были постоянно открыты для всех желающих молитвенного утешения. Такое же благодатное и чудесное заступление было явлено святою Великомученицею Варварою и в 1770 г. при вторично опустошившей Южную Россию чуме, и несколько раз потом при холерных эпидемиях (1830, 1853 и 1855 гг.). В 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи, - без главы и кистей обеих рук, - как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в Киевском Владимирском соборе, Божиим попущением в 1992 г. захваченном анафематствованными Православной Церковью раскольниками, - так называемым «Киевским патриархатом Украинской православной церкви» во главе с лже-патриархом Филаретом Денисенко.

Левая рука святой Великомученицы в древности была оставлена в Греции. В XVII веке она была принесена в Польшу переселившимся туда греком Мозелем, происходившем из царского рода Кантакузиных. Она была положена в церкви города Луцка на Волыни в серебряном ковчеге. Спустя много лет иудеи обокрали церковь. Вместе с прочей церковной утварью они похитили руку Великомученицы и бросили ее в разожженную винокурную печь, где она, весь день и всю ночь палимая огнем, осталась невредимой. Увидев это, безбожные похитители тайно ночью старались сокрушить ее железными молотами и, после упорных трудов раздробив ее на малые части, снова бросили в ту же горящую печь. Дивными судьбами Божиими это злодеяние было вскоре обнаружено. Из печи выгребли пепел и просеяли его через решето. Тотчас обнаружились малые частицы сокрушенной руки великомученицы, там же нашли и коралловое украшение, бывшее на той руке, которое не обратилось в пепел, но только от огня побелело. Найденные частицы раздробленной руки Великомученицы были вложены в ковчег и положены в алтаре Софийского собора в Киеве. В 30-х гг. XX в. они были вывезены из СССР раскольниками  липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

Часть мощей святой Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в монастыре Симонопетра на Святой Горе Афон.

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке хранится часть перста Великомученицы Варвары с перстнем, перенесенная из её церкви на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке, подворье Иерусалимского Патриархата, хранится частица мощей святой Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

Глава святой Великомученицы Варвары после четвёртого Крестового похода 1204 года, когда столица Византийской империи пала под напором латинян, все еще оставалась в Константинополе. Византийцы сумели отбить свою столицу в 1261 году. Оставшуюся в Константинополе честную главу Великомученицы Варвары видел в её церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец. После падения Константинополя в 1453 г. среди других святынь она была перенесена на Запад. С этого времени честная глава святой Варвары девы мученицы хранилась в древнем влиятельном альпийском монастыре на территории Франции до его упразднения в новейшее время.

В традиции западной Римо-католической Церкви с древнейших времен существует обычай очень кратко указывать в документах, подтверждающих подлинность святыни, и на хранящих их реликвариях наименование мощей святых Угодников Божиих, например: "S. Barthelemy ap." (Святой Варфоломей апостол), "S. Iustini mart." (Святой Иустин мученик), "S. Helene V.et M." (Святая Елена дева мученица), "S. Barbara V. M." (Святая Варвара дева мученица). В тех случаях, когда одноименные святые принадлежат к одному лику, вопрос атрибуции их мощей сложен.

В календарь Православной Церкви из мучениц эпохи языческих гонений за веру Христову с именем Варвара внесена только одна святая Великомученица Варвара Илиопольская.

В мартирологи же западной Церкви внесено пять мучениц эпохи языческих гонений на христиан с именем Варвара, в их числе и святая Варвара дева мученица Илиопольская.

Две девы мученицы Варвары пострадали вместе со святой Урсулой в 383 г., их честные главы находятся в Кёльне (Германия).

Мощи одной из мучениц с именем Варвара, представляющие нетленное тело без главы, положены в храме святого Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Её глава хранится в церкви святого апостола Петра в Монтекатини (Тоскана).

В Венеции на острове Бурано в часовне святой Варвары (oratorio Santa Barbara) при церкви святого Мартина Турского с 1005-1006 г. хранятся мощи другой Варвары мученицы. На ковчеге имеется надпись: «CORPVS S. BARBARAR VIRGINIS ET MARTYRIS» - «Тело с. Варвары девы и мученицы». Часть её мощей с 1258 г. хранится так же в Венеции в церкви Санта-Мария дель Кроче.

В результате богослужебной реформы II Ватиканского Собора (1962-1965 гг.) католический календарь подвергся пересмотру. В 1969 г. был утвержден новый календарь с учётом появления новых католических святых и деканонизации тех святых, о которых не имелось достаточно достоверных сведений.

В результате реформы церковного календаря 1969 г. все календарные дни были разделены на 4 категории:

I. Sollemnitates - торжественные праздники.

II. Festa - праздники (их 25).

III. Memoriae - обязательные памятные праздники (их 62).

IV. Памяти необязательные (их 94).

Из календаря западной Церкви были исключены некоторые святые Древней неразделенной Церкви - под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные. Среди других святых имя святой Варвары девы мученицы Илиопольской «ввиду неясности исторических обстоятельств ее жития» было исключено из католического календаря и её почитание в католической Церкви прекратилось.

 

Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия
Щелкните для открытия


© Биробиджанская епархия. г. Биробиджан, ул. Ленина, 34, тел. 8 (42622) 2-07-92. e-mail: eao@eparh.ru